10 лучших русских альбомов 2015 года

Русская музыка в 2015 году была на коне, поэтому я решил сделать исключение и составил отдельный топ, состоящий только из русской музыки и музыки стран постсоветского пространства (Украины, Белоруссии и Армении). Вполне возможно, в будущем это станет традицией.

10. Кровосток «Ломбард»

Московская псевдо-рэп формация «Кровосток» в этом году не сходила с уст из-за бесплатного пиара ярославской прокураторы, которая требовала признать незаконными тексты песен группы и закрыть их сайт. Кировский районный суд Ярославля ходатайство одобрил, а вот Ярославский областной суд с коллегами не согласился. Группу отпустили творить дальше «во благо человечества и всего живого». Я же даже умудрился в 2015 году побывать на концерте в Калининграде, на котором окончательно убедился, что сочиняют это безобразие настоящие добряки — Антон Шило на концерте безостановочно улыбался, кривлялся и вообще вёл себя как свой парень. Да и от хипстеров в зале было не продохнуть. Так что с понятием «целевой аудитории» у «Кровостока» полный разброд и шатание — слушаются их всех подряд и каждый по-разному.

К «Кровостоку» я проникся симпатией ещё со времён «Рек крови» 2005 года. Тогда уже было понятно, что перед нами хитроумное явление, аналогов которому в современной России так и не появилось. Мастера слова, художники-интеллигенты затеяли забаву и так в неё заигрались, что выпустили уже пять альбомов. «Ломбард» не хуже и не лучше других. Он логично продолжает этот ганста-рэп из 90-х. Разве что появилась новая фишка ­— пытаться петь через вокодер. Она уже принесла хороший урожай — «Патологоанатом» получился едва ли не самым ярким номером на пластинке.

9. Вагоновожатые «Вассервага»

Украинская группа «Вагоновожатые» после нескольких синглов и EP выпустила полноценный альбом. Причём настолько убедительный, что впору говорить о новом явлении на музыкальной сцене. «Вагоновожатые», с одной стороны, группа новая, но с другой — её участников мы прекрасно знаем. Главный «локомотив» проекта Антон Слепаков после окончательного ухода в небытие группы «И друг мой грузовик» вместе с Валентином Панютой из небезызвестной банды «Lюк» и ударником Стасом Иващенко из донецкого джаз-рок-коллектива DOK прокачал проект «НеГрузовики» до супер-группы «Вагоновожатые». В «Вассерваге» (с немецкого переводится как «уровень воды») хорошо всё. Мощнейшие стихи (текстами песен это великолепие сложно назвать), декламируемые картавым голосом Слепакова под такую, казалось, несвойственную его творчеству наэлектризованную музыку с живыми барабанами, бьют в цель. Некоторые композиции просто хороши, а есть те, что запросто могут получить статус гениальных. Например, немного жуткая «Обабелые» и яростная «Неудобен».

8. Браво «Навсегда»

Доподлинно неизвестно, как у группы «Браво» до сих пор получается не превратиться в какую-нибудь гадость. Когда в 2011 году после десятилетнего молчания они выпустили «Моду», я включал его, не сомневаясь, что разочаруюсь. Альбом не оказался гениальным, но песни «Полёт через Ла-Манш», «Между западом и востоком», «Нет предела», «Люди из книг» не только получились дьявольски хороши, но ещё и определили вектор дальнейшего развития коллектива — хоть и, спустя четыре года, микрофон в «Браво» полностью забрал себе Евгений Хавтан.

Споры о том, какой вокалист группе подходит больше всего, можно вести бесконечно (я вот, например, вообще не воспринимаю Валерия Сюткина), но это не самое главное на чём стоит зацикливаться. Да, Роберт Ленц мог бы спеть «Блюз прошлого лета» (главная, на мой взгляд, песня на альбоме «Навсегда») благороднее, но и Хавтан — не промах. Будучи чудеснейшим мелодистом, он прекрасно знает, как исполнять свои песни. Вот и спел все 13. «Навсегда», как и «Мода» оказалась настоящим откровением. Когда многие «прогнулись под изменчивый мир», участники «Браво» так и остались романтиками. Песни «Перемена мест», «Навсегда», «Земляничный дождь», «Для тебя», «Лунный флот» и уже названная выше «Блюз прошлого лета» — яркое тому подтверждение. Необычайно светлые песни, которых сейчас днём с огнём не сыщешь.

7. Дети Picasso «Motherland»

Когда «Дети Picasso», которую я всем сердцем обожаю, объявили о роспуске коллектива, а Гаянэ Арутюнян с братом Карэном окончательно обосновались в Венгрии, я был уверен, что это временно и скоро пройдёт. Потом они сколотили хорошую, но совершенно беспомощную по сравнению с «Детьми» банду Wattican Punk Ballet. Даже этот факт не заставил меня усомниться — музыканты долго не проживут без главного детища. Прошло пять лет — и вот я слушаю новый альбом «Детей Picasso».

По уже сложившейся традиции, пластинка на этот раз на армянском языке. Это значит (я, конечно, не хочу каркать), что следующая непременно будет на русском. А потом снова на армянском и так — до скончания дней.

«Motherland» шикарен. Это лучший этнический альбом группы, в которой «Дети Picasso» окончательно нащупали, как должны звучать их эксперименты с музыкой своей Родины. Рёв гитар сменили пьянящие звуки арфы и альта, всё стало более уравновешенным и фундаментальным. Чувствуется, что это уже не фольклорные заигрывания, а чистой воды этнос — музыканты на самом деле взяли за основу песни, которые слышали с детства и деликатно их интерпретировали. Любопытно, что на «Motherland» Карэн запел. Настолько пронзительно, что возникает вопрос: «Почему ты не делал это раньше?».

«Дети» уже выросли и что будет дальше, пока сложно представить. От этого гадать, какой картой они побьют своего русскоязычного «Кая» 2010 года ещё любопытнее. Армяноязычный «Turbo Mairik» 2008 года свежеиспечённый «Motherland» уже отправил в отбой.

6. Краснознамённая дивизия имени моей бабушки «Кики»

«Краснознаменная дивизия моей бабушки» — это не группа, а праздник. Сказочный оркестрик из 13 человек, базирующийся в Москве, играет настолько чужеродную для российской ментальности музыку, что сначала даже становится неловко. Так случилось, что вся современная музыкальная сцена России в своем подавляющем большинстве получается хорошей, только если она придумана в состоянии депрессии или схожих чувств. Это как с кино. Если в России вышло хорошее кино, то это «Левиафан». Хороший добрый фильм — непозволительная роскошь: после «Питер FM» я ничего такого не припоминаю. В общем, интеллигентно радоваться жизни у нас не получается. В основном выходит вычурно (по-хипстерски) или на грани между добром и злом, когда шутки настолько резкие, что перестают ими быть в принципе. У ребят выходит быть смешными, умными и, что еще немаловажно, — играть тонкую, практически ажурную музыку, под которую хочется танцевать. Каждая песня — это захватывающая история, рассказанная с воодушевлением и невероятным талантом. Главное не подпускайте часто к микрофону мужчин.

5. Кассиопея «Крестик»

«Кассиопея» из Белоруссии с каждым альбомом доказывает, что фантазии и чувства юмора у них хватит ещё на долго. Они творят на грани, и, если сильно в них не вслушиваться, можно подумать, что группа представляет из себя полухипстерский бред. Однако, на мой взгляд, за этой клоунадой скрывается безграничный потенциал. Когда музыкантам не захочется нас смешить, они запишут такой серьёзный альбом, что обалдеют все. Пока же перед нами традиционная «Кассиопея» и, если в предыдущих пластинках найдётся по парочке проходных вещей, то в «Крестике» все песни хороши. Разве что «Зануда» уж слишком странноватая. Альбом начинается с шикарнейшей песни про Иисуса и шимпанзе «Два идеальных человека», и, несмотря на всю несерьёзность, на нас обрушиваются утончённые аранжировки, разбирая которые, можно заблудиться. Продолжается всё ещё лучше — остроумнейшей «Молитвой» и лёгким заигрыванием с «Королём и шутом» в начале песни «Дровосек». Радуют не меньше песни «Денис», «Умру» и «Крестик». «Кассиопея» — настоящие музыкальные постмодернисты. Неимоверное количество заимствований, стилизаций под разные жанры музыки — всё это иногда обрушивается в рамках одной песни. И это, скажу я вам, вызывает искренний восторг.

4. Inna Pivars & Histriones «Interstellar Omnibus»

Московская психодел-поп-рок (сюрреалистик-поп, барокко-поп и ещё куча других винтажных стилей) формация записала вторую пластинку под названием «Interstellar Omnibus». Главную роль в коллективе играет актриса и просто шикарная женщина — Инна Пиварс. Её вокал словно создан для всего происходящего, ведь, несмотря на нарочитую нерусскость, «Interstellar Omnibus» звучит, как советская пластинка, только что напечатанная на заводе фирмы «Мелодия». А кому как не актрисе Ленкома, игравшей десять лет с Николаем Караченцовым Кончитту в «Юноне и Авось» знать, как стоит для неё спеть?

Впрочем, шутки шутками, а альбом получился достойнейший. Музыкантом не только удалось вместе с многочисленными звукорежиссёрами (пластинка записывалась на трёх студиях) щепетильно воссоздать музыкальные 60-е, но и подарить нам альбом, который актуально слушается и в 2015 году. Причём, всё на «Interstellar Omnibus» в меру (кроме, может, 18-минутной композиции, давшей название альбому). Здесь нет безумных психоделических экспериментов, всё филигранно и выверено, а каждая из песен мелодична. За это, как и за всю музыкальную составляющую проекта, нужно сказать спасибо композитору и гитаристу Кириллу Безродных. Без него бы этого праздника жизни не было.

Начинаясь с почти мистической «Broken Doll», альбом до последней песни не отпускает. Утончённые и изысканные «Miss You So», «Snowing» (удачный дуэт с Борисом Бурдаевым из «Братьев Гримм»), «Runaway Train», шикарные танцевальные «Don’t Look Back», «Bubble Gum», и «Big Mistake» восхищают. Особенную радость вызвали и русскоязычные номера «Уходит день» (волшебная песня) и «Сон», которые, как и «Я отпускаю тебя» на предыдущем альбоме, звучат, как откровение. Даешь альбом на русском?!

3. Аффинаж «Русские песни»/ Никого не люблю «Том Йорк»

Группа из Санкт-Петербурга «Аффинаж» альбомом «Русские песни» окончательно расставила все точки над «i». Первый полноформатник «Я и Мебиус едем в Шампань» и мини-альбом «Летаю/Расту» стали трамплином в нечто захватывающее дух. Сначала чрезмерная депрессивность заставляет недоумевать. Эм Калинин, кажется, наслушался волгоградского рок-барда Бранимира (знатного умельца нагонять жути). Это отчётливо слышно в песнях «Брать или нет?», «Лес», «Кошечки» и «Серьги». Если юркнуть «Волчком» в этот беспросветный мрак, глаза быстро привыкнут и ты начнёшь различать предметы и понимать, что, назвавшись «Аффинажем», музыканты не слукавили. От альбома к альбому группа получает «высокочистый благородный металл». Он радует взгляд и вселяет надежду в светлое будущее русской музыки. «Аффинаж» — это явление, которое в итоге заметят все. Талантливая поэзия, виртуозная музыка и шикарнейший вокал будет сложно долго прятать). Не ждите, пока группа выпустит такой альбом, который вы не переживёте. Вырабатывайте иммунитет.

Вышел в 2015 году и сайд-проект «Аффинажа», в котором Эм Калинин заигрывает с рэпом, напоминая другой экзистенциональный проект ­— группу «Макулатура». По сравнению с «Аффинажем» группа «Никого не люблю»  не такая филигранная (особенно заглавная песня «Рэп»), но не лишённая очарования. Всё-таки, несмотря на принципиальную иную подачу, тут всё равно добывается высокочистый благородный металл. Хотите доказательств? Внимательно послушайте «День велосипеда», «Не пей, не ешь» (она почти гениальна),  «Хочу» и «Том Йорк».

2. Theodor Bastard «Vetvi»

Группа из Санкт-Петербурга Theodor Bastard  успешно смешивает с 1996 года трип-хоп, эмбиент, неофолк и дарквэйв. Вслед за победоносным возвращением после долгого молчания Инны Желанной (если вы до сих пор не слушали «Изворот», то пора это сделать), Theodor Bastard выпустил в этом году эталонный альбом «Vetvi». У нас вообще, как мне кажется, всё хорошо с фолк-музыкой. Переосмысливать «традицию» получается не только у Желанной и группы Александра Старостина. Неизменно радует «Ива Нова» и Анна Пингина. Даже Пелагея, несмотря на некоторую «попсовость», делает это мастерски. Однако Theodor Bastard — другая история. Они, если хотите, фундаментальны и убедительнее всех. По сути, питерская группа — это русский Dead Can Dance. Причем, не подделка, а конкурентоспособный продукт. Древнерусская тоска высшего качества. «Vetvi» — законченное произведение и, на мой взгляд, самая ровная и убедительная работа коллектива.

1. Kira Lao «Вода»

Группа из Великого Новгорода Kira Lao в начале творческого пути представляла из себя гремучую смесь из виолончели, гуслей, бит-бокса, гитары, фортепиано и пронзительного, почти причитающего и плачущего голоса Киры Зининой. По сути, это был такой Portishead в лаптях. После шикарного дебютного альбома группа выпустила два EP, два года молчала и 2015-ом вернулась полностью переформатированная. Изменения, при всём уважении к Kira Lao 1.0, пошли коллективу на пользу.

По большому счёту, альбом «Вода» — это уже другая история: никакой фолктроники. Kira Lao 2.0 стала легче (вместо семи человек теперь четыре), а звук — жёстче. Перед нами серьёзная гитарная музыка с лёгким налётом психодела (трехчастная «Дорога» самое яркое тому доказательство) и пост-панка. Слабых номеров на пластинке нет, но помимо «Дороги» особенно удалась игривая «Она говорит» и умопомрачительный кавер на песню Сергея Курехина «Сурок», который, простите за громкие слова, звучит гораздо интереснее, чем оригинал. Впрочем, без песен «Пой» и «Вода» — эта пластинка тоже бы много потеряла. Что будет дальше с Kira Lao, безумно интересно узнать. Уверен, что «Вода» окончательно сточила камень и следующий альбом будет ещё лучше.

 27   2016   итоги   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика