Илья Чёрт: «Когда все кирхи падут, я перестану ездить в Калининград»

19 декабря в клубе Yalta выступит питерская группа «Пилот», которая успела натворить за 18 лет своего существования столько, что лидеру коллектива Илье Чёрту можно уже сейчас сесть и начать писать мемуары. Уже два года коллектив дарит слушателям особенную программу «#ПИЛОТУЖЕНЕТОТ:)», которая состоит сплошь и рядом из ласкающих слух хитов давно минувших лет. Ваш покорный слуга узнал для «Твой Бро» в долгой переписке у Ильи Кнабенгофа, почему русскому року никогда не стать популярным за рубежом и что должно случиться с Калининградом, чтобы он больше не хотел в него приезжать.

— Вы когда-нибудь задумывались о том, отстал ваш слушатель где-то на пути от простенького, но крайне милого альбома «Война» 1997 до переломной и концептуальной пластинки «1+1=1» 2008 года или, всё-таки, вырос вместе с вами?
— Я вижу год от года, как аудитория на моих концертах и квартирниках меняется. Практически исчезли икающие неадекватные бандерлоги вместе с нежелательными ситуациями, которые они априори тащили за собой. В 95% концертов мы в последние 7-8 лет вовсе не пользуемся услугами охраны в зале, ибо стало как-то и не нужно, разве что свечку подержать, когда кто-то целуется. Контингент сильно изменился в целом, он расширился как в плане возрастной категории (люди стали ходить на наши концерты чуть ли не семьями из представленных трёх поколений сразу, хорошо, что котиков и собачек пока не берут с собой), так и в статусном аспекте (от студентов и школьников до мэров городов и генералов армии. А вот, кстати, президент что-то прогуливает…). В общем, позитивно ширимся и крепнем. «У России нет никаких границ, у России есть только горизонт!» (с) Растеряев.

— Альбом «Осень» заставил всех спокойно выдохнуть «Прежний „Пилот“ вернулся!». Это произошло случайно или вы поняли, что надо дать слушателям немного отдохнуть?
— Я не знаю, что для выдыхающих есть «прежний Пилот». Мы всегда были, есть и будем такими, какие мы есть. Да, нас швыряет и колбасит, шкындырпытит и протряхивает в разные стороны, впрочем, как и большинство творческих людей. В это плане мы крайне ненадёжны и бессознательны. И альбомы мы создаём, как и всякие мозгами будоражущиеся, под настроение и соответственно феншуйности ситуации на данный момент, то бишь, тематика и стилистика каждой следующей пластинки зависят от погодных условий по Фрейду и силы атмосферного столба по товарищу Бендеру, от цен на проезд в маршрутке, от услышанного по радио, от фронта личной жизни, от качества продуктов в ближайшем магазине, насморка и тысячи иных факторов. А кстати, доктор, а ну-ка развяжите меня, я им сейчас всё объясню!:)

— В одном из интервью, вы говорили, что сейчас работаете сразу над тремя альбомами. Это было до выхода «Изолятора». Он — это уже первая часть? Все остальные полностью записаны и ждут своего часа?
— Альбом «Изолятор» — это первая часть нашего «марлезонского балета». Мы решили начать с ужасов:) Далее, видимо, в конце весны 2016 года, будут происходить роды нового детища, альбома «Кукушка». Эта пластинка будет иметь серьёзный налёт фолковости, этнические заигрывания, славянские ведические заговоры, бурятский и удмурсткий шаманизм во всей красе, с применением настоящих шаманских инструментов, сделанных руками Мастеров из многих заколдованных мест, включая Байкал, Алтай, Хакасию и т. д. И третье заключительное отделение реализуется в виде пластинки с рабочим названием «Пандора», которая будет выходить пёс её знает когда, или точнее, когда директор скажет «а вот и можно уж вроде как!». Какова будет «Пандора» — вы уже сейчас можете в целом понять по отдельным трекам, которые выложены заранее в интернет — это песни «Заплати мной», «Нелюбовь», «Дожди».

— Как вы считаете, в контексте мировой музыки, русский рок, как и любая русская музыка, может быть, вообще понята и воспринята серьёзно или без знания русского языка это тупиковый случай — надо понимать нашу поэтику, чтобы проникнуться?
— Я думаю, что именно «русский рок», как его понимает большинство, может быть до конца понят и возлюбим исключительно с точки зрения донесения Слова. То есть речь о поэзии, образности. А уж музыка в русском роке всегда была некой сопутствующей составляющей, что не говорит о менее серьёзном к ней отношении. Но боюсь, что вы правы, и для проникновения душевного тут бы надо понимать всю широту и красоту русского языка с его оборотцами, хохотушками, измывательством, юморным скалянием зубным и смытым скрыслом. «Не дудонь бутявку растудыть её вездешно!»

— Почему, на ваш взгляд, практически никакие русские команды неизвестны за рубежом? Только поэтому?
— Потому что русский за границей — что таджик в Москве. Вы сильно интересуетесь творчеством таджикских ансамблей, пусть они и семидыжды семь раз запрекрасно и виртуозно исполняют свою музыку? Да не напрягайтесь, я прекрасно знаю, что вы ни разу в жизни не слышали ни одного! Так и там. В России не было ИСТОРИИ рок-н-ролла, не было ШЕСТВИЯ рок-н-ролла в масштабах планеты, не было ОТКРЫТИЙ рок-н-ролла. Мы — вторичная страна на этом рынке. Единственное, чем мы можем удивить заграничную публику — это либо переодевшись матрёшками на сцене жонглировать небольшим медведем, либо плясать с голой пиписькой и баяном наперевес в ажурных матюгах А.С. Пушкина. «Вот это, сынок, и есть русский рок!» (с) С. Шнуров. Слово — основа и суть русского рока. Всё остальное — в магазине «Берёзка» за валюту.

— Сейчас ситуация в мире настолько обострилась по всем фронтам, что начинают не сдерживаться и высказываться даже те, кто никогда себе такого не позволял. Взять того же Дмитрия Ревякина, которого в последних альбомах «Калинова Моста» начал петь на злобу дня, что, мягко говоря, плохо вписывается в его концепцию творчества. Вы, как общественный деятель в песнях соблюдаете определенный, почти буддистский, нейтралитет. Стараетесь отделять гражданскую позицию от искусства?
— Будучи недообученным, но всё же медиком, я на всю жизнь усвоил урок, что при заболевании нужно выявлять и лечить источник, причину, и уж во вторую очередь заниматься симптоматикой. То есть мы старательно и безжалостно уничтожаем «антибиотиками духовной вменяемости» вирус пораженного невежеством и страхотрясучкою разума, а уж медсёстры позаботятся о «насморке» и «кашле» в виде внешних потрясений, кои мы наблюдаем на телеэкранах в новостях. Вся эта жуть и мракобесие, которые мы тут наблюдаем — всё это от того, что людям просто не хватает Любви. Они и вовсе забыли, что эта Любовь вообще есть такое. Они даже это понятие определить грамотно не могут, но гадают на кофейной гуще своих разжиженных гаджетами мозгов.

— Кстати, чем ваша история с Захаром Прилепиным закончилась? Вы помирились? Вы говорили, что прежде, чем прийти на интервью, даже не знали, кто он. Это действительно так? Он довольно известный писатель, да и музыкой занимается. В последнем альбоме его проекта принимали участие и Константин Кинчнев, и вышеуказанный Дмитрий Ревякин…
— Я знал, что он — писатель, но на этом всё и заканчивалось в моём случае. Более о нём я ничего не слышал и не читал его книг, так уж сложилось в жизни, и это же касается Марининой, Донцовой и многих других известных писателей, о которых я ровным счётом ничего не знаю, кроме того, что они известны и они есть.  И мы не ссорились с Захаром. Мне просто не понравилась манера ведения им телепрограммы, ибо я посчитал это предвзятостью отношения ко мне с его стороны, что крайне непрофессионально с моей точки зрения. Негоже ведущему телеканала использовать этот самый телеканал для саморекламы и рекламы своих идеологий, проецируя всё сие через ничего-не-подозревающих приглашенных в программу артистов. Мы себе на «Пятом канале» такого не позволяли во времена моей работы там. Но видимо, я морально устарел со всем этим…Видите, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ?!:)

— Как вы относитесь к тому, что сейчас на фоне все большей интеграции РПЦ в политику и уже даже нашу обычную жизнь, появляются различные активисты, которые требуют отмены концертов музыкантов и выставок, которые они считают богохульными. Вам кажется это правильным или каждый волен творить так, как считает нужным?
— Меня интересует только один вопрос: а что на месте этих активистов сделал бы сам Иисус Христос? Ну и второй вопрос в довесок: «А судьи кто?». «Ты — злой!.. А Он злым не был!» (с) Понтий Пилат апостолу Петру.

— Ваш путь к Богу довольно сложно назвать простым. Вы сейчас где на дороге к нему находитесь? Не поменяется ли ваше мировоззрение или в вашей голове уже сформировалась идеальная религия, которая, на ваш взгляд, правильнее объясняет его существование?
— Я нахожусь на отрезке Пути, который называется «умения», кой следует за отрезком «знания». Мировоззрения у меня ни в голове, ни в других органах давно уж не менялись, по крайней мере, за последние пару десятков лет. Хотя вот печень да сердешко пошаливают, но, уверен, тут дело не в воззрениях, а скорее, в бывших возлияниях, грешил в юности, каюсь. Религий я, боже упаси, придумывать не собираюсь, дабы за мной не шастали толпы очарованных, турбулентных да размагниченных. Хочется им коленками пол натирать — да за ради бога, зданий для ентого соответствующих понастроили для них предостаточно и без меня. А объяснять кому-то Бога — вовсе дело гиблое и ненужное. Кому Он без надобности — тому и вовсе знать ни к чему ничего о Нём покудова. А кто Его ищет и жаждет непременно найти — тот всегда найдёт, как и пелось абсолютно правдиво в одной весёлой пионерской песне. «Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдет!» (с) КПСС.

— Руководствуясь общепринятыми определениями религии, вы кто? Буддист? Кришнаит?
—  Извините, в кружках не состою. Бывал, да вышел. Уж больно у них условий много для Любви Божией. И это им не так, и то не эдак, прям Финансово-Экономический какой-то… А я в торговле да бизнесе мало чего понимаю, мне с ними неуютно. По их меркам я столько всего ИМ должен, чтоб меня Бог вдруг полюбил да принял, что всё это похоже на классический развод рэкета — они только вошли, а ты уже должен. У меня вот с папой и мамой таких отношений с условиями да по прейскуранту не было, а ведь они меня действительно любили. И жена меня любит. И дочь. И тоже как-то без условий. Вот и с Богом я как-нибудь сам, лично, один на один. Ибо Бог внутри меня, а не в церквах различных.

— Ваш проект с неизвестными музыкантами «Рок из подворотен» будет продолжаться? Есть, словами Бориса Борисовича «та молодая шпана»?
— Это от них зависит, не от нас. Наши двери открыты, адрес прописан, куда шедевры свои присылать и как. А дальше всё зависит от их отношения ко всему. А то ведь многие и не утруждаются особо ни в уважении, ни во внимательности, что есть суть первое да сбоку; то город, откуда они — не напишут, то песни названия не укажут… Мы это сразу в «корзину» кладём, ибо раз начало такое, то и будущее предсказуемо… К чему зря время терять?

— В Калининграде вы, можно сказать, довольно часто. Опять же в одном из интервью вы сказали, что любите наш город за какую-то особую его атмосферу. Может, в Кёнигсберге находит отклик немецкая половина вас? Хоть и поволжская, но всё же.
— Может быть… может быть… Я, вообще-то, в одной из прошлых своих жизней, в Пиллау на флот поступал на службу… Давненько дело было относительно… Но, видать, что-то запало внутри… Люблю я этот городок. Да и в целом края эти… Карма, видимо, вздрагивает особенно ретиво, когда я приезжаю туда… Что-то я там для себя особо ценное то ли приобрёл, то ли потерял когда-то… Не помню. Может, и слава богу, а то корвалола не напасёшься…

— Чем вам привлекает Калининград? Что вы в первую очередь представляете, когда слышите его название?
— Мне нравится спокойствие и размеренность жизни в нём. И красота старых кварталов. Вывески магазинчиков, дворы в деревьях, камни стен и мостовых… Правильно всё это как-то, душевно… И люди вежливые. И одеты люди неброско, но красиво и со вкусом. И музыка в заведениях зачастую звучит правильная, а не танцевальное дрыгалово, шоб им самим под «тыц-тыц» питаться до дня последнего. И булочками пахнет вкусно на улице. И море рядом. Я его всё время чую.

— С каждым годом Калининград всё меньше становится быть Кёнигсбергом: догнивают чудесные старые дома, в области разваливаются кирхи. Как вы считаете, должно сохраняться достояние другой страны
— Я думаю, когда чудесные старые дома рухнут, а кирхи падут, лично я перестану ездить в Калининград, как в город, где мне приятно находиться. Вот и всё. И он станет для меня серым и обыденным, безликим и бездушным, в один ряд со многими безликими городами в архитектурном стиле «хрущёвка, высотка, икея, макдональдс». И я так же буду к нему относиться — «приехал и уехал, было и прошло как у Софии Ротару, да и по фонарю». А люди-то чудесные есть в каждом городе, даже в таких, где жить противопоказано.

— Какая программа ожидает нас на концерте? Это будут хиты разных лет или вы предпочитаете не играть старое на потребу публики? Только презентация новой пластинки?
— Мы везём по всея стране, получается, уже второй год программу «#ПИЛОТУЖЕНЕТОТ:)» Программа показывается одна и та же во всех городах тура. И даже шутки да прибаутки между песнями — одни и те же, ибо они являются наработанной частью некоего единого спектакля. Никаких презентаций новой пластинки вовсе не предвидится, мы не собираемся играть ни одной новой песни на этом концерте. Но данное лицедейство состоит, в большинстве своем, из очень старых песен группы, некоторые из них возрастом перевалили за 18, кои современные наши поклонники не имели возможности услышать вживую, а нынче нате пожалуйста. С потребами своими публика, я думаю, разберётся без нас, в буфете под коньяк, а мы в этот раз просто сыграем двухчасовой концерт из старого доброго, нафталином осыпающегося, наследия, покрывая песком времён сцену. Никаких инноваций! Только патриотичная рухлядь! И учитывая расклад, девушка, а не соблаговолите ли вы присоединиться ко мне в этом разудалом разноплясии с хоровым камланием? Прошу-с…

Фото: Константин Бриль, Агата Нигровская, Клавдия Касихина, Ольга и Василий Крашенинниковы, IDSmart. 

 11   2015   интервью   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика