Океан музыки

В сердце Торсхавна — на сцене Reinsaríið молодой фарерский музыкант Fróði Bjarnason. Ему 22 года и всем участникам его группы плюс-минус столько же. Фроуи ещё не записал дебютный альбом и в копилке выступлений всего несколько концертов. Я слушаю его и понимаю, что уже сейчас он играет на уровне тех, кого в России принято считать звёздами поп-рока. Почему так происходит?

Фроуи выступал в рамках обширной программы, предвосхищающей одно из главных музыкальных событий Фарерских островов — Faroese Music Awards. Пять дней мы мочили ноги на берегу океана звуков, а потом и вовсе в него окунулись. Я расскажу вам о главных героях этого восхитительного погружения.

Папа музыки Фарерских островов

Kristian Blak сидит в Hvonn за, видавшим виды, фортепиано и играет с фолк-оркестром, практически полностью состоящим из детей, мелодию русской песни «Коробейники». Немного непривычно слышать где-то на краю Земли до боли знакомый мотив, но на самом деле в этом меньше странного, чем кажется.

Папа фарерской музыки неоднократно был в России, а в 2016 году и вовсе записал с хантыйской певицей Верой Кондратьевой и своей группой Yggdrasil альбом «Lipet El». История их знакомства началась в Сургуте на фестивале искусств «60 параллель» в 2015 году, а сейчас уже не хватит пальцев рук, чтобы посчитать их совместные концерты. Да, если честно, никто и не брался. О своём «сибирском периоде» творчества Кристиан до сих пор вспоминает с блеском в глазах, уже через день горланя в Blábar «Goyaalé», ставшую «гвоздём» их с Верой дуэта. Не обошлось и без восхитительной пьесы «Ravnating». Пожалуй, одно из самых грандиозных творений Блака за почти 40 лет существования обросло таким «оперением», что явно нуждается в новой пластинке на лейбле «Tutl».

Кстати, о лейбле. Уверен, что секрет такого огромного количества музыкантов на Фарерских островах кроется и в том, что здесь есть он — Tutl. Настоящее культурное достояние, основанное Кристианом Блаком в 1977 году. Сегодня каталог лейбла включает в себя более 500 релизов местных музыкантов: от локальных знаменитостей до международных звёзд. Главную его витрину — магазин в центре Торсхавна — ещё через день презентовал наш герой. Смотря на полки с дисками и пластинками, в голове не укладывается, что большая часть всей этой музыки создана на Фарерских островах, стране, которая совсем недавно отпраздновала появление 50-тысячного жителя. Вы можете себе представить, например, симфонический оркестр в таком небольшом городе России? Или несколько студий, оборудованных по последнему слову техники и записывающих альбомы, часть из которых могла бы произвести фурор в формате всей нашей страны? Тут даже есть свой собственный союз композиторов с убедительными представителями: один только Óli Jógvansson чего стоит, выпустивший в прошлом году восхитительный в своей мелодичности релиз «Voyage». Кстати, его музыку мы слушали на одном из вечеров в Finsen. Вживую она ещё более прекрасна.

Вообще, дело ведь не только в том, что фарерцы генетически предрасположены творить. На архипелаге, хоть и ненавязчиво, но всё к этому располагает. Например, мой хороший друг каждый день поёт под гитару своей дочке колыбельную, а по утрам горланит вместе с ней. В молодёжных центрах целые этажи отдаются под обучение поп и рок-музыке (у нас они тоже есть, но почему-то не дают таких результатов), а кружась в национальном танце, ты невольно становишься частью огромного хора. Хочешь учиться музыке серьёзно? Твоя страна поможет тебе бесплатно получить образование практически в любой точке мира. Желаешь выпустить альбом? Лейбл Tutl ждёт тебя. Собрался на гастроли? Atlantic Airlines оплатит билеты на самолёт до Копенгагена и обратно. Да и сама среда вокруг сначала провоцирует тебя, а потом и поощряет увлечение музыкой. Сложно не взять в руки гитару и начать сочинять песни, когда это делают все твои сверстники и есть прекрасный слушатель — океан. Из этих, на первый взгляд, мелочей формируется музыкальная нация. Но всё, конечно, не имело бы никакого смысла, если жители Фарерских островов не относились к этому, как и к любому другому делу, серьёзно. Мало кто позволяет себе фальшивить и халтурить. Музыку тут создают не по принципу «абы как» и не ради рисовки. Все творят бок о бок, вдохновляются друг другом. Это тоже очень важно. Назовём это «перекрёстным творческим опылением» (с этим в огромной России проблемы). Поэтому и появляются на Фарерах герои постоянно. Самобытные и искренние в своём творчестве. О них и продолжим говорить.

Без пяти минут обладательница Грэмми

Greta Svabo Bech на Фарерских островах обожают. Особенно после того, как за коллаборацию «Raise Your Weapon» с канадским продюсером deadmau5 она была номинирована на «Грэмми» за лучшую танцевальную запись 2012 года. И пусть победу вырвал Скриллекс, то, что она засветилась на престижной премии и попала в легендарный Billboard Hot 100 дорогого стоит.

Первый раз мы встретили Грету в Listastovan, милейшей концертной площадке, неподалёку от единственного аэропорта Фарер. Формат экспресс-знакомства с локальными музыкантами отдельно взятых точек на карте архипелага в последствии подарил нам много встреч со старыми друзьями и удивительные открытия. Если бы у нас было больше времени, то я с удовольствием вызвался слушать Атли Брикса Камбана и его группу Drowned Session на острове Svínoy, а также отправился с «ревизией» в другие отдалённые части Фарер. Кажется, этот формат отличный способ составить полную музыкальную картину, можно даже сделать туристический маршрут для меломанов… Но вернёмся к нашей героине.

Грета похожа на ангела, спустившегося с небес на сцену. Она общается с публикой вкрадчивым голосом, её очаровательная скромность придаёт шарм, а когда она начинает петь всё пространство вокруг со всем его содержимым сжимается и фокусируется на ней. Это магия, не иначе. Странно, но её первый EP из четырёх песен вышел совсем недавно — в первый день весны 2019 года, хотя если собрать все её синглы и записи на стороне, можно выпустить весьма эклектичный сборник, который не поместится на одну пластинку. В «Bones» Грета чувствует себя на своём месте и, видимо, в таком векторе и будет развиваться её творчество — танцевальная музыка с щепоткой музыкальной меланхолии.

В большинстве случаев музыкальная группа — это лучше, чем выступление в гордом одиночестве, но мне почему-то кажется, интимная музыка Греты в полной мере раскрывается именно так. Взять хотя бы воздушную «Circles», исполненную певицей настолько пронзительно, что хочется переслушивать видео на телефоне, а не запись с Ludovico Einaudi. А что происходит, когда Бек берет в руки гитару?…

Ещё более волнительная встреча с без пяти минут обладательницей «Грэмми» состоялась в рамках празднования Международного женского дня. На сцене Perlan в эту ночь выступали также Frum и Jasmin.

Быстрее, выше, Jasmin!

Два года назад, во время своей предыдущей поездки на Фарерские острова, я впервые услышал начинающую певицу Jasmin Mote на сцене Mentanarhúsið í Fuglafirði. Она была на разогреве у фарерской фанк-дивы MonkeyRat и тогда было ещё сложно делать выводы. Сейчас Jasmin — звезда. Она ещё не записала альбом, а только несколько синглов, но её живое выступление в Perlan в полной мере продемонстрировало, с кем мы уже имеем и будем иметь дело. Например, в композиции «Baby Blue», выпущенной лейблом Tutl, чувствуются огромный потенциал. Хороша также «Remember»

Музыку Jasmin сложно идентифицировать, как фарерскую. Всё-таки, это чистой воды американщина. Взять хотя бы «Make Sense». Однако, это важно, если ты ожидаешь скандинавской идентичности. Если же для тебя условности не имеют значения, то это определённо то новое имя, за которым стоит следить.

Мощнейший голос и убедительные аранжировки, кстати, сделали своё дело. В этом году на FMA (простите, что забегаем вперёд) Ясмин стала лучшей певицей в категории «Поп / рок». Вы бы видели, как радовался её отец! Его можно понять. Путь который она прошла за эти два года впечатляет. Даже сложно представить, что будет, когда она запишет альбом и выпустит своё творчество за пределы Фарерских островов.

Верны традициям

Чтобы добраться до самого южного острова архипелага — Сувуроя — надо плыть два часа на пароме и с удивлением обнаружить у себя признаки морской болезни. Однако выступление нашего следующего героя — Pól Arni Holm из группы Hamradun стоило того.

Во-первых, нам удалось услышать новую песню «Síðsta Løtan» из готовящегося увидеть свет нового альбома. Во-вторых, в отличной акустике главного концертного зала острова Salt. Уникальное по форме и содержанию строение, которое было раньше соляным бункером. Пол Арни многим известен, как первый вокалист викинг-метал-группы Týr. С тех пор утекло много воды и в 2015 году свет увидел его первый альбом под вывеской «Hamradun». Гремучую смесь стилей участники группы незамысловато назвали «фолк-рок», не утруждая себя попытками как-то  идентифицировать эклектичный синтез из блюза, метала, баллад, фарерского фольклора и даже церковных псалмов. Впрочем, в дуэте певца Пола Арни Холма и гитариста Джона Эгхолма Hamradun звучит довольно традиционно и в какой-то степени ещё больше достигает своей главной цели — рассказывать истории далёкого прошлого, былины своего богатого древними песенными артефактами народа.

Кстати, вот вам ещё одна причина необычайной музыкальности фарерцев. Народная музыка здесь не является чем-то безнадёжно устаревшем, она звучит повсеместно и порой, хоть и очень причудливо, вплетается в современные звуки.

Всё это для главного

Я познакомился с Teitur Lassen пять лет назад в довольно причудливых обстоятельствах и храню, подаренную им пластинку «Let the Dog Drive Home», как зеницу ока. В июле 2017 года мы столкнулись на G! Festival, где он выступал на главной сцене, а в третий раз я увидел Тайтура, выходящим получать приз FMA за лучшую песню года — ей стала «Sara» из последнего релиза «I Want to Be Kind». На сцену главная музыкальная звезда архипелага поднималась ешё два раза: сначала Лассен получал награду, как лучший исполнитель года, а ближе к концу церемонии это доказывал. «I Would Love You All the Same» стала откровением и, пожалуй, лучшим номером, прозвучавший в этот вечер.

Посмотреть всю церемонию FMA можно здесь. Конкретно выступление Тайтура на второй минуте второго часа трансляции.

Тайтур был один и творил настоящее волшебство, пел, играя на рояле и скрипке, вшивал в музыкальное полотно сэмплы, часть из которых записывал прямо во время выступления.

Без сомнения, Тайтур является самым ярким примером того, что на плодородной земле Фарерских островов может вырасти талант, творчество которого будет покорять людей далеко за пределами Атлантического океана.

Когда называют самых известных фарерских музыкантов, вместе с Тайтуром всегда звучит имя Eivør Pálsdóttir. В этом году на FMA она не присутствовала, но это не помешало ей взять почти все награды в «открытой категории» (open category), кроме номинации «Группа / хор года». Она досталась Фарерскому симфоническому оркестру. Айвёр стала певицей года, а также была названа победительницей в номинациях «Композиция года» и «Релиз / концерт года»; за совместную работу с John Lunn — саундтрек к сериалу «The Last Kindom».

Ещё один герой, известный далеко за пределами Фарерских остров. Певцом года в категории поп/ рок совершенно заслуженно стал Jón Aldará из дум-метал-группы Hamferð.

Его голос, легко переходящий из рыка в околооперные песнопения, обволакивает и погружает в транс. Грандиозный в своей отточенной мрачности альбом «Támsins Likam» также вышел победителем в номинации «Продюсер года» (поздравляем, Theodor Kapnas!) и «Лирика года» (снова Jón Aldará). Последнее вообще неудивительно, альбом концептуальный. В нём продолжают рассказывать историю, начатую в «Evst» 2013 года, о мужчине, медленно сходящем с ума. Он потерял своего сына в горах, а после и жену, убитую горем утраты. Это вам не тексты к песням о подростковой любви сочинять.

Обидно, что, получившая столько номинаций группа, не выступала на сцене FMA. Церемонии награждения явно не хватало такой музыки в противовес обилию поп-мелодий. За всех пришлось отдуваться панк-рокерам Joe & The Shitboys и человеку-сюрпризу, играющему абстрактный рэп Silvurdrongur.

Зато приятно порадовал появлением на сцене Marius Ziska, получивший на FMA, пожалуй главную награду в категории «Поп / рок» — лучшим альбомом года был назван его «Portur».

Это первый лонгплей артиста полностью на фарерском языке и, кажется, в нём Хансу Мариусу и музыкантам удалось достичь каких-то запредельных глубин в поиске своего уникального саунда.

Фарерские острова — это рай для меломана. В любой отдельно взятый момент времени ты можешь приехать сюда и погрузиться в этот музыкальный океан, также как и мы. Помимо FMA, отличный способ познакомиться с фарерской музыкой — это фестиваль G!, беспрецедентный трёхмесячный музыкальный марафон Кристиана Блака — Summartónar, праздник музыки в Клаксвуйке Summar Festivalurin… Даже без фестивалей, не особо утруждаясь в поисках, можно наткнуться на музыку, проходя мимо очередного бара в Торсхавне. Она звучит везде и особенно приятно осознавать то, что она будет звучать всегда. Каждый раз удивляя и даря новые эмоции.

P.S. В ходе поездки на FMA корреспондентом Farland.me было получено столько информации, что её не поместить в одну статью, да и незачем. Мы будем рассказывать об остальных героях на нашей странице ВКонтакте «Музыка Фарерских островов», напишем ряд рецензий на новые резилы Tutl, а также, вдохновившись, продолжим заниматься нашей главной миссией — организацией туров фарерским музыкантам в России.

Фото на обложке: PI PERFORMANCE Photography.

Дальше
Яндекс.Метрика