Главный редактор интернет-альманаха «RE:активист» Антон Ковальский в рамках выполнения лайфлиста сходил на семь спектаклей за один месяц и решил поделиться впечатлениями с вами, чтобы не сойти с ума.

Назвать меня поклонником театра (хотя с моей работой — это теперь дело времени) довольно сложно. Чувствую себя на концерте симфонического оркестра как рыба в воде, а вот на спектакле… Я тоже рыба, только вместо воды — лёд, о который я бьюсь.

Впрочем, не спешите с диагнозом. Работая редактором отдела культуры в ежедневной газете, мне довелось посмотреть достаточное количество постановок, чтобы понять — классический театр мне не особо интересен. Я люблю эксперименты (дерзкие и деликатные), уважаю, когда режиссёры ищут новые формы и больше предпочитаю, чтобы актёры говорили молча.

В феврале я решил влюбить себя в театр в экспресс-режиме. Сначала планировал посетить 15 спектаклей за месяц, но вовремя понял, что это затея малосовместима с жизнью, поэтому остановился на семи: пять из них были посмотрены в Калининградском областном драматическом театре, а два — в Калининградском областном музыкальном театре.

Спектакль № 1: «Шёпот сердца»

Первый спектакль, который я увидел в Калининграде — это «Шёпот сердца» Евгения Гришковца, что довольно символично. Почему? Я уже смотрел его «Дредноутов» в Сургуте, он живёт в Калининграде, а его постановки настолько легковесны, но в тоже время не пошлы, что с них сам бог велел начинать. На мой взгляд, Гришковец уже давно паразитирует на «Одновременно» и «Как я съел собаку» и, по сути, каждый его новый моноспектакль — это хорошо забытый старый. С «Шёпотом сердца» такая же история. Однако, если сильно не придираться, всё это повторение самого себя можно назвать стилем. Хорошо узнаваемым и не претендующем на оригинальность. Главный успех Евгения Гришковца в том, что он нашёл универсального «лирического героя» близкого каждому из нас. В его монологах мы узнаём себя.

Спектакль № 2: «Мастер и Маргарита»

Так уж повелось, что я коллекционирую просмотры спектаклей, поставленных по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В моём «послужном списке» их не так много, но есть две инсценировки, которые мне очень понравились: «Маргарита» (режиссёр Виктор Проскуряков сделал акцент именно на переживаниях героини) сургутского театра пластики и пантомимы «Гротеск» и блистательная постановка (режиссёр — Валерий Белякович) московского Театра на Юго-Западе. Прочтение Вячеслава Виттиха, увы, в мой шорт-лист не войдёт. Несмотря на довольно оригинальную музыку (звучит Земфира, «Сплин» и даже Current 93), мне лично в этой постановке не хватило «чего-нибудь этакого». Что, кстати совершенно ничего не значит — многие от неё в восторге. В общем, как поёт Александр Васильев в конце спектакля, этот праздник не для всех.

Спектакль № 3: «Хоакин»

Смешанные чувства оставила после себя рок-опера «Хоакин» в Калининградском областном музыкальном театре, которую благословил лично сам Алексей Рыбников. Во-первых, я долго не мог привыкнуть к либретто Юлия Кима, потому что бесчисленное количество раз слушал «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» со словами Павла Грушко, и давайте будем честными — его вариант поэтичней. Во-вторых, некоторые моменты откровенно обескуражили — сцена в порту перед отплытием выглядит сыровато, а сцена с Росситой, которой стало плохо на корабле и Хоакин, успокаивая её, начинает целовать — смотрится крайне противно. Петь после неё Арию Звезды — это почти что надругательство. Однако, справедливости ради, «Хоакин» у музыкального театра получился. Браться за знакомый всем материал, который неминуемо будут сравнивать с ленкомовским — это уже подвиг. Петь при этом слова барда Кима — подвиг вдвойне. Даже с ними актёры, которым не занимать самоотверженности, смогли лично меня несколько раз довести до состояния приближенного к катарсису. Самая тяжёлая сцена с изнасилованием Росситы, как бы это кощунственно не звучало, удалась на славу. После неё и началось волшебное преображение постановки в сильнейшую драму с мощнейшим по накалу страстей шествием в слоу-моушен разъярённого Хоакина (пользуясь случаем, начну уже хвалить чудесного актёра Станислава Ананьина) и его верных друзей с рассекающей воздух красной материей.

Спектакль № 4: «Куклы»

Много красного было и в спектакле «Куклы» — очень стильном и красивом фарсе, в котором Вячеслав Виттих помимо режиссёрской функции взвалил на себя работу художника и даже побыл немного актёром. Здесь все компоненты совпали — хороший юмор, лицедеи, выкладывающиеся на полную, и довольно неожиданный сюжет с сюрпризом в конце. Очень достойная работа. Советую сходить калининградцем и гостям города.

Спектакль № 5: «Валентинов день»

Я видел не так много спектаклей, которые вызывали у меня восторг или захватывали всё моё внимание. «Валентинов день» Вячеслава Виттиха (и снова здравствуйте!) стал для меня одним из них. Забавно, что шли мы с Дашей на трагикомедию по пьесе Ивана Вырыпаева очень неохотно. Вечером в воскресенье хотелось посидеть дома, а не тащиться через весь город на автобусе, чтобы неминуемо вернуться домой после десяти. Забыли мы о своём желании практически сразу после того, как заиграла музыка The Tiger Lillies и на сцену вышли персонажи (так называя пластическая группа), легко бы вписавшиеся в спектакль театра DEREVO «Арлекин» — ещё одно славное воспоминание из моего неубедительного театрального прошлого. «Валентинов день» шикарен. По сути, в спектакле рассказывается вполне обычная история любви двух женщин к одному мужчине. Эту пьесу можно было очень легко превратить в примитивную постановку, почти антрепризу, но шикарная драматургическая основа невероятно талантливо была обыграна Виттихом и усилена всей остальной постановочной группой (костюмы, сценография и пластические решения выше всяких похвал). Не говоря уже про актёров: Валентина (Юлия Домаш), 40-летний Валентин (Алексей Грызунов, «ангел» (Алексей Переберин) и молодая Катя (Мария Авраменко) особенно тронули. Отдельных дифирамбов стоит песня Сергея Бабкина«Не уходи» под занавес спектакля в живом исполнении. Браво!

Спектакль № 6: «Любить Нерона»

Рок-драма «Любить Нерона» Калининградского областного музыкального театра идеально вписывается в моё представление о настоящем современном театре. Режиссёр Елена Сафонова отважилась на эксперимент, который заведомо был обречён не понравиться приличному количеству «эстетов». Слишком многое в постановке на грани, но именно эта дерзость сослужила для «Любить Нерона» прекрасную службу, сделав из неё уникальное театральное явление. По крайней мере, в масштабах Калининграда. Самое, пожалуй, удивительное из этой истории — это песни «Агаты Кристи» из альбома «Майн Кайф?». Кто бы мог подумать что какой-нибудь «Пират» с полностью оригинальным текстом так органично сможет вплестись в повествование. Будто братья Самойловы специально писали его для спектакля. Особняком во всём этом великолепии стоит игра актёров — в подобных постановках фальшь лицедеев заметна сразу. Но Станислав Ананьин в роли Нерона безукоризнен — я никогда в своей жизни не видел такой актёрской энергетики, прибивающей всей своей мощью к стулу. Великолепен Антон Арнтгольц и Александр Дудницкий, божественно прекрасна Елена Альфер. Отличные в своей нарочитой небрежности костюмы, такие же декорации и продуманная сценография. Актёры на сцене не ждут окончания фразы собеседника, чтобы произнести свою — они живут в спектакле. «Любить Нерона» — захватывающий аттракцион чёрного юмора, мастерски сыгранная и срежиссированная история одного безумия… Жду с нетерпением «Игорного дома» и «Королевских игр». Надеюсь, это будет также хорошо.

Спектакль № 7: «Двенадцатая ночь»

С седьмым спектаклем мне пришлось схитрить — очень не хотелось после переезда из одной квартиры в другую идти вечером на «Примадонны», поэтому я посмотрел на видео спектакль Евгения Марчелли «Двенадцатая ночь». Это, конечно, немного не честно, но других вариантов увидеть постановку местного короля авангарда на подмостках калининградской драмы у меня нет — знаковый для Калининграда режиссёр с 2011 года работает художественным руководителем в Театре драмы имени Фёдорова Волкова города Ярославля. «Двенадцатая ночь» очень точно визуализирует все мои представления о спектаклях Марчелли, составленные по многочисленным рассказам коллег. Очень странно и необычно, жутко талантливо и занимательно, но совершенно непонятно (особенно если смотреть в записи). Причём не сама история, а то, почему она поставлена именно так.

Бонус-спектакль: «Любить чудовище?!»

b1MFHDLEpvc

В качестве бонуса несколько слов о спектакле «Любить чудовище?!» Вячеслава Виттиха. Это первая премьера, которая в буквальном смысле рождалась на моих глазах. Я писал о ней ещё тогда, когда сам режиссёр не особо понимал, что из «Синего чудовища» Карло Гоцци в его постановке получится. 4 марта был на его сдаче (со мной это случилось первый раз) и планирую чуть попозже, когда спектакль «настоится», снова на нём побывать. Пока же могу позволить себе сказать только то, что он карнавально красив (Фагиля Сельская и Игорь Капитанов постарались на славу), пластичен (спасибо Дарье Барабановой) и по-хорошему сказочен. Со всем остальным мне ещё предстоит разобраться.

comments powered by HyperComments Метки: ,
Увидел ошибку — выдели её и нажми Ctrl+Enter