Пагубное пристрастие главного редактора к музыке Фарерских островов рано или поздно должно было дать о себе знать. В интернет-альманахе «RE:активист» возобновляется написание обзоров на самые любопытные пластинки, появившиеся из пены океанической (не иначе) далеко в Атлантике.

Dánjal «The Palace» (2008)
Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

Dánjal «The Bubble» (2012)
Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

R-5223031-1387978659-6904.jpegcover

Dánjal никогда не давала осечек. Прежде, чем выпустить отличный во всех отношениях альбом «Time» в 2014 фарерско-датская группа была по уши в клезмере и должен забрать свои слова, их пластинки «The Palace» и «The Bubble» ничем её не хуже. Да, фаререц Доньял, а Нестабё и компания не сильно на них экспериментировали, выдавая ядовитую смесь из музыкальных стилей, но это вряд ли можно назвать недостатком. «The Palace» — это эталонная по своей красоте запись, органично впитавшая в себя разухабистую музыку восточноевропейских евреев и пронзительную мелодичность. Невероятно хорош завершающий трек «Longsul» с выразительным пианино и струнным квартетом.

«The Bubble» начинается с игривой «With You» и сразу вселяет уверенность — альбом создавался с оглядкой на предыдущие достижения. Если не обращать внимание на периодическое дезертирство на смежные музыкальные территории, пластинка является логичным продолжением «The Palace». Этакий музыкальный театр с лёгким привкусом Тома Уэйтса, совершенно не фарерский и одновременно до мозга костей таковой. Невероятно хорош номер «Bring Me Along», плавно перетекающий в «River». Да и весь альбом в целом воспринимается, как единое драматическое произведение, перевоплощающееся ближе к концу пластинки из клезмера в шикарнейший барокко-поп.

Budam «Man» (2010)

cover

Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

Будам, если сильно не вслушиваться, слеплен примерно из того же теста, что и Dánjal. Его музыка также натеатрализованна (к слову, на странице Facebook музыкант характеризует своё творчество, как театральный инди-рок). Если воспринимать альбом «Man», как постановку театра под названием Budam, то она явно драматическая. Причём не моноспектакль, а масштабное полотно с огромным количеством задействованных актёров. Помогали продюссировать всё это великолепие Будаму Трёндур Богасон (он же отвечал и за аранжировки) и Йенс Томсен (надо ли говорить, что без его влияния не обошлось?), а на «подпевках» оказались одни из лучших голосов Фарерских островов — Айвёр Полсдоттир, Оулавур Якупссон и Аса Вра. «Man» временами напоминает сборник мрачных колыбельных, иногда от сравнений с Dánjal (или наоборот?) реально невозможно отделаться, но то, что Будам создал после «Stories Of Devils, Angels, Lovers And Murderers» 2007 года (кстати, иногда очень томвэйтовского) мощное продолжение истории своего творчества, сомневаться не приходится. Очень убедительная работа.

Hamferð «Evst» (2013)

cover

Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

На Фарерских островах сильная тяжёлая сцена и, говоря о ней, сразу приходи на ум Týr. Hamferð мало похожи на них: вместо залихватского викинг-металла — тягучий дум запредельно высокой пробы. Быть может, сложно (мне лично очень легко) в это поверить, но Фарерские острова с численностью населения едва дотягивающей 50 тысяч, породили на свет группу мирового уровня. Причём после выхода EP в 2010 году перед ними были открыты все двери мажорных лейблов, но они предпочли остаться дома, петь на фарерском и, спустя несколько лет, выпустить на родном Tutl великолепие под названием «Evst». Интересно, что воспринимается Hamferð на «ура» даже неподготовленными слушателями — сквозь весь этот брутальный сплин просачивается чистая искрящаяся мелодика. Не удивительно, что одно из самых популярных видео — это Hamferð, играющая (вместе с двойником Ленина) в кафедральном соборе Торсхавна. На мой взгляд, их музыка идеальный саундтрек ко многим библейским сюжетам.

И к концу света песни фарерских металлистов подходят идеально. Вот доказательство.

P. S. Кстати, приятный сюрприз для поклонников Айвёр Полсдоттир — она поёт на бэк-вокале в «Sinnisloysi».

Petur Pólson «Tokyó" (2009)
Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

Petur Pólson «Transit» (2011)
Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

covercover

С Петуром Поулсоном я делал большое интервью, прочитав которое, можно не только проникнуться симпатией к этому фарерскому поэту, преподающему в школе английский язык и свободное от работы время записывающего отличные пластинки. Петур не так часто радует своим сольным творчеством: «Tokyó" и «Transit» — это два из трёх его альбомов. Хотя встретить его фамилию можно практически в каждом буклете дисков, выпускаемых на Фарерских островах: то слова напишет, то подпоёт, то выступает полноправным членом группы (Ave, Tuxedo Rebels, Clickhaze). Если говорить грубо, то рассуждать о том, как Поулсон от альбома к альбому перекраивает своё творчество, не приходится. Вместе с «Koma» вышеназванные релизы составляют вполне убедительный и взаимодополняющий друг друга триптих, нашпигованный альтернативным роком, индастриалом и достоевщиной. Справедливости ради, у Петура Поулсона не самый выдающийся голос. Он не Оулавур Якупссон, который только одним вокалом способен уложить на лопатки (достаточно вспомнить проект Gestir). Однако, благодаря огромному количеству выразительных средств на вооружении, наш сегодняшний герой c многочисленными помощниками выдаёт такую ошку (автор текста сумничал и решил превратить в неологизм одну из культовых фарерских групп Orka, — Прим.ред.), что устоять решительно невозможно.

Clickhaze «EP» (2002)

cover

Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

Когда Айвёр Полсдоттир, Петур Поулсон, Микаель Блак, Йенс Томсен, Хёгни Лисберг были молоды, они создали группу Clickhaze. Долго она не просуществовала, но успела оставить после себя несколько видео с концертных выступлений, где Айвёр ещё совсем не умеет петь и EP c шестью с половиной песнями. Слушать этот артефакт нереально любопытно. При грамотной раскрутке «Daylight» и «Indigo Brown» могли стать хитами, а Айвёр падала бы с небоскрёба вместо Эмили Ли. Петур Поулсон же при должном усердии смог бы заменить Пола Маккоя. Впрочем, шутки шуточками, а датируется «Bring Me To Life» группы Evanescence 2003 годом, а пластинка Clickhaze — 2002… Мини-альбом супер-группы, несмотря на всю свою сырость, действительно получился очень актуальным для своего времени и было бы любопытно предположить, чтобы случилось с этой ватагой музыкантов, если бы их вовремя заметили модные продюсеры с «большой Европы». А чтобы было со мной? Скорее всего, я бы просто не писал этот пост, в своё время не влюбившись в сольное творчество Айвёр, а через него и во всю фарерскую музыку. Кстати, отсылка (а точнее — полное цитирование) в песне «Notes From The Underground» к Black Sabbath — это очень смешно и дерзко.

comments powered by HyperComments Метки: , , , , , , ,
Увидел ошибку — выдели её и нажми Ctrl+Enter