Авось пронесет?

Для начала я хочу извиниться перед «Фондом кино». Оказывается организация, которая от лица Министерства культуры поддерживает рублем русских режиссеров, чуть-чуть почаще стала принимать верные решения. Или, быть может, фильмом «Метро» они пытаются замолить грехи за то, что совсем недавно (и, скорее всего, в одно и то же время) выступили спонсорами омерзительного (с трудом подобрал приличное слово) ремейка «Джентльмены, удачи!»?

Новый фильм Антона Мегердичева по всем правилам («Фонд кино», фильм-катастрофа, Макаревич-младший в одной из ролей) должен был стать очередной бредовой попыткой снять картину хотя бы средненького голивудского уровня. Режиссер до «Метро» отметился в, мягко сказать, неубедительных работах «Бой с тенью 2: Реванш» и «Темный мир», поэтому ждать от него откровений не приходилось.

Однако, на поверку фильм-катастрофа оказался не так уж и плох. Сразу оговорюсь, что я ни в коему случае не встану в строй армии тех, кто искренне убежден, что фильм «Метро» — это надежда российского кинематографа. Когда это мы докатились до того, что средние фильмы становятся для нас лучом света в темном царстве? Все эти фразы «Наконец-то в России сняли отличное кино», «Я не ожидал такого великолепного фильма», «Нам есть, чем гордиться» — это огромный реверанс в сторону Мегердичева. Ведь что, по сути, сделал режиссер? Он взял относительно приличную историю, добавил к ней не вызывающие тошнотворного эффекта спецэффекты (уж простите за тавтологию) и заставил играть не только хороших, но и плохих артистов. В итоге получилось зрелищно и интересно, но не более того. Я искренне убежден, что конек российского кинематографа далеко не в том, чтобы снимать ремейки на всенародно-любимые фильмы и затапливать московское метро. Только авторское кино (во всех смыслах этого слова) — наш удел.

В «Метро», на первый взгляд, хорошо все. Даже штампы вроде журналистов из НТВ, бравого генерала, целующего женщину, после того, как людей спасают. Право дело, посмотрев, я даже получил от фильма удовольствие и в некоторые моменты действительно переживал. Однако, как бы ни прискорбно, — больше маленькой собачке, потому что режиссеру не удалось раскрыть характеры героев (ох, уж этот бич современного кинематографа). Посудите сами, кто из героев вызывает сочувствие? Жена (Светлана Ходченкова), которая изменяет своему мужу-хирургу? Ее хахаль (Анатолий Белый) — застройщик центра Москвы с тендерами в голове? Может быть, парень (Алексей Бардуков), который в начале картины так хотел помочь девочке с астмой, что в итоге сел и смотрел с улыбкой на то, как она задыхается? Даже, увы, сам хирург (Сергей Пускепалис) — главный герой и его дочь (Анфиса Вистингаузен) получились картонными. Галочка же (Елена Панова), Михаил (Станислав Дужников) и Алиса (Катерина Шпица), увы, не смогли преломить ситуацию. Винить режиссера, конечно, в этом не стоит (хотя идеализировать главного героя не помешало бы). Какое время, такие и герои.

Кстати, о времени. Одна из сильных сторон фильма — в его какой-то совершенно тотальной реалистичности. Разве «Авось» нам не свойственен? Разве актер Анатолий Котенев, снимающийся в глупых сериалах, не загримирован под узнаваемого чиновника? Разве журналисты в России (и не только в ней) не гонятся за жаренными фактами, наплевав на нормы приличия? Когда смотришь фильмы-катастрофы Голливуда, всегда не покидает ощущение, что это все никогда не произойдет, «Метро» же — это не то, что бывает с другими. Это про нас. Москва в центре до сих пор застраивается, машины стоят в пробках, а жены изменяют. От ощущения возможности происходящего действительно становится жутко. Но авось пронесет.

 10   2013   фильмы
Дальше
Яндекс.Метрика