Десять лучших фарерских пластинок 2015 года

Представляю вашему вниманию десять лучших пластинок, выпущенных на Фарерских островах в 2015 году. Если вы ещё не знакомы с музыкой фьордов, то этот текст при желании легко превращается в трамплин для её изучения.

10. Benjamin «Perfume Variations» (2015)

Беньямин Петерсен после удачного для себя 2014 года (его совместный проект Ave с Петуром Поулсоном стоит особенных похвал) порадовал своим новым альбомом «Perfume Variations», который вышел практически в аккурат после майского концерта в Москве. «Perfume Variations» довольно созвучен с «Ghost With Skin». Однако в отличие от пластинки 2011 года в музыки Беньямина появилось больше пространства (иногда даже больше чем надо). Она стала более атмосферной и медитативной, к тому же обзавелась новомодными ритмами («Perfume Shower», «More To Sadness»). Одним же из самых пронзительных номеров на альбоме оказалась песня «For The Honey», которой всё это заигрывание с дрим-попом особенно подходит. Не забыл Беньямин и о том, что он отличный гитарист, продемонстрировав во всей красе свои умения в песне «Travelling On». Впрочем, ничего подобного «Ghost With Skin», увы, на «Perfume Variations» так и не прозвучало.

9. Ranchus «Feeling Like A Caged Lion Pacing Behind One Way Glass» (2015)

Хулиганистые Ranchus наконец-то выпустили свой дебютник с зубодробительным рок-н-роллом на борту. Если вы следите за музыкальной сценой Фарер, то наверняка помните забавное видео, в котором человек в костюме зелёного плюшевого динозаврика, возомнив себя Годзиллой, бродил по Фарерским островам и даже уничтожил один картонный городок. Так вот это и есть клип (на стоунер-рок-песню «Promises» наших сегодняшних героев). Подавляющее большинство песен на «Feeling Like A Caged Lion Pacing Behind One Way Glass» призывают вашу голову двигаться в такт (ах, как хороша песня «Revolver»), но есть место и лирике. Причём, в спокойном состоянии Ranchus разительно напоминает Radiohead. Не верите? Послушайте очень внимательно «Dew» и песню «Violet» в её минуты затишья. Альбом, конечно, может показаться кому-то несколько шумным, но, поверьте, за всей этой мишурой из крика и ревущих гитар скрывается очень талантливая музыка, которая ещё покажет себя во всей красе.

8. Hulda «Huldasound»

Очередное порождение Йенса Л. Томсена (Jens L. Thomsen) — альбом с незатейливым названием «Huldasound». Конечно, в первую очередь эта пластинка дело рук самой (надо отметить весьма талантливой) певицы Раннвоа Хеленсдоттир (Rannvá Helenudóttir), которая написала все песни и частично их аранжировала. Однако продюссирование пластинки главным из группы Orka, на мой взгляд, не могло не сказаться на звучании. Например, запредельная по своей крутизне песня «Howling Winds» явно получилось такой  не без его участия. Вообще «Huldasound» — обманчивая запись. Сначала кажется, несмотря на всю очаровательность «Every Drop», что перед нами необязательный поп-альбом. Однако совсем скоро Раннвоа начинает преподносить сюрпризы. Например, «Sorgin» напоминает группу Byrta в её лучшие моменты. В «Blinded By His Colours» нас удивляют появлением Петура Поулсона (Petur Pólson), весьма редкого гостя в подобных проектах. Да, в «Huldasound» нет ничего инновационного, но она крепко скроена. В ней продумано всё, начиная от шикарного оформления и заканчивая каждым звуком. Любители танцевальной музыки оценят.

7. Hamradun «Hamradun» (2015)

На странице в Facebook группа Hamradun охарактеризовывает свою музыку, как фолк-рок. И, несмотря на то, что это не совсем так (без викинг-металла не обошлось), перечить им не хочется. Стоит у руля всего этого великолепия первый вокалист культовой группы Týr Поул Арни Холм. После того, как Холм в 2002 году ушёл из коллектива, он занялся сольным творчеством, основой для которого стали фарерские баллады. Вот и Hamradun, по сути, это и есть трактовка некоторых из них. Да, часть песен на пластинке принадлежат авторству Поула и Уни Дебесса (он также играет в Hamradun на гитаре и бас-гитаре), но стержень традиционной музыки Фарерских островов чувствуется в каждой композиции. Музыка группы Hamradun, несмотря на то, что глядит обоими глазами в прошлое, прозвучала в 2015 году крайне актуально. Помимо мощнейшей «Sneppan», открывающей альбом, обязательно стоит отметить восьмиминутную «Sinklars Vísa». Её хочется поставить на репит, чтобы танцевать по-фарерски, не останавливаясь ни на минуту. Приятно удивила практически церковная «Tað Er Ein Stutt Og Stokkut Løta» и, завершающая пластинку, «Kvæðið Um Hargabrøður». Впрочем, я отмечать какие-то отдельные песни бессмысленно. Альбом получился монолитным ­— в нём каждая композиция дополняет друг друга.

6. Lyon «Lyon» (2015)

Ещё один дебютный альбом, главного героя которого зовут Лион Хансен. В альбоме «Lyon» намешано множество музыкальных стилей: блюз, рок, фолк и куча всевозможных экспериментов. Причём, всё это в общем звучит достаточно органично и самое главное довольно самобытно. Да, если сильно захотеть, то в творчестве Лиона можно обнаружить что-то от Drowned Session, Dánjal, Høgni и Budam, но это, скорее, не истина в первой инстанции, а всего лишь навязчивое желание его с кем-то сравнить. Первый по-настоящему яркий номер на пластинке — песня «Sister». В ней нет такого «праздника», как на предыдущих двух песнях, но есть какая-то концентрированная откровенность ­— только акустическая гитара и голос Лиона с приятным тембром. Чем дальше, тем лучше. После «Sister» заставляет пританцовывать «In Your World», приятно поражает «Muddy Stream» (волшебнейшее ла-ла-ла-ла-ла) и «Sarabande», убаюкивает «The Highlands», напоминает о Ник Кейве «Ode To War», приводит в экстаз «Sleep». Кстати, в «Miss Death»,  «Blood», «Glowing In The Dark», «A Ship» появляется с перкуссией и бэк-вокалом Беньямин Петерсен (он также выступил со-продюсером пластинки и вместе с Теодором Капнасом записал альбом Лиона на Studio Bloch и Bunkarin). Есть здесь и ещё один музыкант, который уже бывал в России ­— Пер Ингвалд Петерсен. За барабанами он традиционно прекрасен.

5. Døgg Nónsgjógv «Nón»

В этом году Дёгг Ноунсджегв подарила нам «полнометражный» альбом и стоит сказать сразу — он чудесен. Если на предыдущих «коротких» релизах было сложно понять в полной мере, что из себя представляет творчество Дёгг, то «Nón», который тоже не назовёшь слишком длинным (восемь песен уместились на 25 минутах), расставил все чёрточки над «ó». Мягкий и тёплый голос Дёгг завораживает, песни одна другой воздушнее и плюшевее. В этой музыкальной истории красиво всё и все. 19-летний ангел Дёгг поёт невероятно трогательные песни, помогают ей в этом прекрасные люди, среди которых Йенс Л. Томсен, Аллан Таусен, Ханс Мариус Зиска (волшебный дуэт музыкантов звучит в песне «Ongi Orð»), Ханс Якоб Коллслуй (он играл на акустической гитаре и выступил соавтором некоторых песен) и другие. «Nón» получился очень эмоционально насыщенным. За полчаса можно не только поулыбаться («Tú Tók Mína Hond»), но и погрустить («Tú Ert Hjá Mær»). Даже каверу на песню Уни Арге «Túsundtals Ár» нашлось место. Звучит он витиевато и самобытно. Вместе с друзьями-музыкантами красавица Дёгг умудрилась переформатировать творчество в нечто большее, чем просто песенки под гитару. Хотя поводов и причин превратить его в банальное трубодурство было предостаточно. Спасибо за то, что не пошла по лёгкому пути.

4. Analog Norð «Lost & Found»

Тяжёлая музыкальная сцена Фарерских островов выглядит убедительно. Týr и Hamferð способны тягаться со многими подобными себе командами в мире и даже в чём-то их превосходить. Электронную музыку made in Faroe Islands тоже становится сложно не замечать. В 2014 году это доказала Orka альбомом «Leipzig», в этом сначала попыталась Hulda, но убедительнее получилось у группы Analog Norð. Дебютный альбом Яна Расмуссена и компании «Friendly Fire» вышел в 2009 году, вызвал бурю восторженных отзывов, но, несмотря на это, коллектив пропал на пять лет. В 2015 году Analog Norð вернулся с новым творением «Lost & Found», в котором каждая из песен заслуживает внимания (хотя лично меня особенно зацепила «Trying Too Hard»). К тому же уже на втором треке «Fading Away» появляется стойкое ощущение, что новый альбом проекта — это своего рода ответ крайней пластинке группы Orka. Некоторые из композиций могли бы легко вписаться в «Leipzig» и мы бы даже этого не заметили. Взять хотя бы «Each Other’s Fears» и «Underground». Впрочем, у Analog Norð хватает индивидуальности и таланта, чтобы восприниматься как самобытный проект, который естественно достоин занять место в этом топе.

3. Drowned Session «Home To The Wind»

Шикарные представители дарк-фолка с изрядной примесью рока выпустили в 2015 году первый лонгплей под названием «Home To The Wind». Давать о себе знать коллектив начал в 2013 году, записав три сингла. В 2014 разродился мини-альбомом «Horses». У Drowned Session, базирующихся в Копенгагене, всё в лучших традициях жанра ­— вокалист-фаререц Атли Брикс Камбан играет на банджо и мандолине, что само по себе уже обязывает иногда звучать как Woven Hand, 16 Horsepower и даже Punch Brothers. Впрочем, по сравнению с Drowned Session, проекты Дэвида Юджина Эдвардса слишком мрачноваты, а группа Криса Тиллина наоборот ­— чересчур весела. Однако во многом эстетика у групп схожа. Весь этот дарк-фолк фарерско-датской группы естественно не обходится без альтернативного кантри и даже блюграсса. При этом никаких ощущений диссонанса не возникает ­— в этой музыки Камбан и компания чувствуют себя органично. «Home To The Wind» — ещё одна яркая пластинка 2015 года родом с Фарерских островов, которую обязательно стоит послушать.

2. Marius Ziska «Home»

Одно из главных действующих лиц на музыкальной сцене Фарерских островов —  группа Marius Ziska вместе с брутальной бандой Goresquad ознаменовала открытие нового творческого сезона на архипелаге. Альбом «Recreation» 2013 года мне настолько сильно понравился, что от «Home» я ждал чего-то запредельного. Нельзя сказать, что ожидания полностью оправдались, но новая пластинка  от этого не стала хуже. Да, жанрово Ханс Мариус Зиска сконцентрировался на балладах, многие из которых можно включать детям вместо колыбельных песен, но, как и на предыдущей пластинке от завораживающей мелодичности никуда не деться. Причём хороша не только «Going Home». Каждая композиция этого двуязычного альбома (вас ждёт четыре песни, спетые на английском языке и четыре — на фарерском) заслуживает внимания. Чего только стоит витиеватая «Aftur Á Jørðina» с проникновенным соло на гитаре и следующая за ним «Tokan». Про «Let’s Not Fall Apart» и дуэт с Айвёр в песне «Shades» я вообще молчу. Ханс Мариус удивителен. Он в очередной записал с музыкантами не альбом, а настоящую сказку. Быть может, на фоне «Recreation» она кажется более сдержанной: в ней не так много героев, которые постоянно попадают в различные приключения, но она заставляет задуматься. Возвращаться домой под такую красивую музыку намного приятней.

1. Eivør «Bridges» / Eivør «Slør»

Певица Айвёр Полсдоттир выпустила в этом году две замечательные пластинки: степенную «Bridges» и первобытную «Slør». Первый альбом на английском языке, а второй — на фарерском. В «Bridges» Айвёр продолжила начатое в «Room» (2012) и записала ещё более личный поп-альбом. Настолько личный, что все песни (кроме текста «Tides» и «The Swing») она сочинила сама. Получилось обворожительно. Айвёр на альбоме никому ничего уже не доказывает — не демонстрирует всю мощь своего голоса, не вкрапляет в нить повествования этнические оттенки и не заигрывается с альтернативщиной. «Bridges» очень спокойный, ровный и трогательный до слёз альбом о друзьях, о родных Фарерских островах, маме. «Slør» же совершенно другой и, справедливости ради отмечу, что он мне понравился намного больше. Если на первом каждая песня — это алмаз в ювелирном магазине, то на втором — это только что найденные алмазы. Ещё непонятно, как они буду выглядеть после огранки, но от этого они вызывают ещё больший интерес. Как говорит сама Айвёр, эти две пластинки — сёстры, они связаны множеством нитей, но, в тоже время, друг на друга непохожи. Что, впрочем, не мешает им вдвоём расположиться на первом месте моего топа лучших фарерских пластинок 2015 года.

Дальше
Яндекс.Метрика