Искусствоведческая экспертиза «Чистой любви»
Чтобы высказать своё мнение о новом фундаментальном релизе, который вышел из под кисти лейбла «Геометрия» мне пришлось взяться за учебник истории. Благо предусмотрительные издатели положили его вместе с четырьмя дисками, представляющими собой полное собрание сочинений группы «Чистая любовь», в одну весьма увесистую коробку.

128-страничный буклет с мемуарами о создании группы, многочисленных мифах вокруг авангардного ансамбля-недоразумения, концептуальных пьянках и прочих муках творчества читать, признаюсь, было одно удовольствие. Написан он не только с юмором, но и со стилем. Благо с выражением своих мыслей посредством слов у участников коллектива проблем не было и не могло быть. Все как один искусствоведы и журналисты (речь о Максиме Волкове, Сергее Гурьеве и Олеге Пшеничном). От того и песни у них «заразные». Бьющие точно в цель гипертрофированностью образов, изобретательными сюжетами и как я уже где-то писал — юмором. Юмором высокого культурологического толка. Всё это, наряду с правильным позиционированием себя (о котором никто специально скорее всего не задумывался) в музыкальном мире переломной России, сделали из группы легенду. Но, увы, не сделали легендарную группу.
Конечно, я как ровесник «Чистой любви», не берусь серьёзно судить о её ценности для русской культуры (не по Сеньке шапка). Когда я ещё ходил пешком под стол, «чистолюбцы» вовсю шокировали таллинских хиппи и извлекали звуки из Александра Николаевича Скрябина (первого в мире многоголосного синтезатора звука). Однако свою «искусствоведческую экспертизу» я провёл. Честно послушал все диски от начала и конца и посмотрел фильм, чтобы иметь представление о творчестве группы. Как любителю всего этакого, «Чистая любовь» — это моя тема, однако… Коллектив, не мой взгляд, очень ярко стартанул, но, увы, всё что происходило после 90-х — это скорее ностальгия по упущенным возможностям.

В отличие от «Сухостоя» (ему посвящен отдельный диск бокс-сета), который меня совершенно не зацепил (разве только песня «Девочка из Питера») из-за своего плоского саунда и отсутствия эмоций, альбом 1988 года «Московские чувства» — это действительно отличная пластинка. В ней (включенной, кстати, в список ста лучших магнитоальбомов советского рока) есть то, чего в 90-е музыканты безвозвратно потеряли — умения очаровывать и очаровываться происходящим. В «Чувствах» можно смаковать каждый звук. Несмотря на кажущую совковость записи, всё звучит круто, а самое главное в полной мере передаётся особый шарм «Чистой любви»: манерно-маргинальное пение изящно-болезненных текстов, усиленное весьма убедительными, практически ажурными аранжировками. Во время прослушивания ловил себя на мысли, что чаще остальных включаю «Осень наступила» (ах, какие там чудесные клавиши) и «Аглаю». Безусловные хиты.
На этом же диске помимо «Московских чувств» можно обнаружить самый первый альбом группы «От сердцу к сердцу», который был «любезно» кем-то выкраден прямо из студии. Звучит он, конечно, не так приятно, как предыдущий, но составляет с ним весьма убедительный дуэт, по которому и можно судить о творчестве «Чистой любви» в целом.
Кому-то, конечно, нравится «Сухостой», кому-то придётся по душе третий диск в бокс-сете — альбом «Форпост» с записью концерта 2004 года, а для меня, кажется, первые пластинки так и останутся теми, что смогут рассказать о группе более объективно и исторически верно. Кстати, об «рассказать». Четвёртый диск в этом произведении искусства от «Геометрии» (для настоящих аудиофилов это настоящая находка вне зависимости от отношения к группе) — фильм «Муви». В его сценарной основе лежит текст буклета, но от этого он не теряет очарование (спойлеры тут даже помогают воспринимать материал). Единственное, что не понравилось в фильме — рассказчику стоило выучивать слова, а не в бумажку смотреть. Выглядит дешево.
Очень хочется верить, что история «Чистой любви» ещё окончательна не написана. Всё ведь в этом мире циклично. Может, вновь собраться, придумать новых песен и повторить 80-е?






