Лучшие альбомы 2015 года (с 10 по 1 место)

Традиционно подвожу музыкальные итоги года. Меня 2015-й не сильно порадовал, но я всё равно умудрился выбрать 20 пластинок, которые, на мой взгляд, можно назвать лучшими.

10. Kira Lao «Вода»

Группа из Великого Новгорода Kira Lao в начале творческого пути представляла из себя гремучую смесь из виолончели, гуслей, бит-бокса, гитары, фортепиано и пронзительного, почти причитающего и плачущего голоса Киры Зининой. По сути, это был такой Portishead в лаптях. После шикарного дебютного альбома группа выпустила два EP, два года молчала и 2015-ом вернулась полностью переформатированная. Изменения, при всём уважении к Kira Lao 1.0, пошли коллективу на пользу.

По большому счёту, альбом «Вода» — это уже другая история: никакой фолктроники. Kira Lao 2.0 стала легче (вместо семи человек теперь четыре), а звук — жёстче. Перед нами серьёзная гитарная музыка с лёгким налётом психодела (трехчастная «Дорога» самое яркое тому доказательство) и пост-панка. Слабых номеров на пластинке нет, но помимо «Дороги» особенно удалась игривая «Она говорит» и умопомрачительный кавер на песню Сергея Курехина «Сурок», который, простите за громкие слова, звучит гораздо интереснее, чем оригинал. Впрочем, без песен «Пой» и «Вода» — эта пластинка тоже бы много потеряла. Что будет дальше с Kira Lao, безумно интересно узнать. Уверен, что «Вода» окончательно сточила камень и следующий альбом будет ещё лучше.

9. The Dead Weather «Dodge And Burn»

Пять лет молчала супер-группа The Dead Weather. За это время каждый из музыкантов поучаствовал в огромном количестве других проектов: Элисон Моссхарт выпустила в 2011 году с The Kills альбом «Blood Pressures», а Джек Уайт и вовсе разродился (наконец-то) сольным творчеством, записав два шикарных альбома. Дин Фертита и Джек Лоуренс тоже не спали, поэтому сильно заскучать по «мёртвой погоде» мы не успели. Особенно с учётом того, что кормить по кусочкам релизом музыканты уже начали давно. На «Dodge And Burn» ещё 12 песен, которые как и в случае со всеми композициями на «Horehound» (2009) и «Sea Of Cowards» (2010), если не шедевральны, то, как минимум, стремятся к этому статусу. The Dead Weather не сбавила обороты. Это такой же безудержный тяжелый блюз, «спевшийся» с гаражным роком: Элисон сносит всё на пути мощнейшим голосом, Джек скромно (но как обалденно!) играет на барабанах и иногда поёт, Дин взрывает мозг гитарными запилами, а ещё один Джек дополняет картину зубодробительным басом. Недостаток в этом великолепии только один — оно заканчивается.

Драйвовое выступление на The Late Show.

8. Blur «The Magic Whip»

Группа Blur столько тянула с выходом нового альбома, что, кажется, его уже никто не ждал. По крайней мере, я — точно. Предыдущая пластинка «Think Tank» вышла в 2003 году и за 12 лет вернуться к давно забытому старому музыкантом далось с трудом. Дату выхода альбома не раз меняли, кормили завтраками, обедами и ужинами и вот, когда мы только что поели — нам принесли на блюдечке «The Magic Whip». Альбом начинается с крайне многообещающей песни «Lonesome Street», которая звучит так, как будто британцы взялись за старое. Однако на второй песни «New World Towers» Деймон Албарн на правах лидера группы явно демонстрирует что-то из сольного творчества. Впрочем, уже на «Go Out» Blur трясёт стариной в духе альбома «13». Дальше вновь «слабину» даёт Албарн, который, кажется, пытается удержать в себе не только сольное творчество, но и хулиганский Gorillaz. Несмотря на это, группе Blur удалось записать альбом именно группы Blur. Да, противоречивый и не совсем классический, но всё это необоснованные придирки. Главное ведь — музыка?! С ней у легендарной четвёрки и спустя 12 лет всё в порядке. Нет ни одной проходной песни.

7. David Gilmour «Rattle That Lock»

Когда в прошлом году вышел альбом Pink Floyd «The Endless River» я написал в своём обзоре, что даже не самая удачная работа группы лучше любой самой удачной пластинки, которые сейчас выпускаются. Тоже я могу сказать и про сольник любого из участников коллектива. Дэвид Гилмор на данный момент времени единственный, кто подаёт признаки жизни. Он в отличие от того же Роджера Уотерса, которого я больше всего люблю из «пинков», по крайней мере сочиняет новые песни. С «Rattle That Lock» он наконец-то вышел победителем в схватке двух титанов даже для меня. Пока Уотерс занимается дуристикой и переиздаёт себя самого с незначительными изменениями, которые не замечает подавляющее большинство людей на планете, Гилмор радует поклонников. Причём, если прошлогодний альбом Pink Floyd я включил в свой топ лучших пластинок года из уважения, «Rattle That Lock» попал сюда совершенно заслуженно. Даже джазово-блюзовый номер «The Girl In The Yellow Dress» и несколько, мягко говоря, не гилморовские «Faces Of Stone» и «Dancing Right In Front Of Me», которые буквально «кричат», что Дэвид всё же постарел, этому не станут помехой. Да и что тут говорить — «Rattle That Lock» и соляки, по которым мы так скучали, в «5 A.M.», «Beauty», «And Then...» шикарны. Ещё меня порадовала «A Boat Lies Waiting». Она настолько до боли пинкфлойдовская, что аж мурашки по телу.

6. The Weepies «Sirens»

Есть такая музыка, которая не музыка вовсе, а самое настоящее лекарство. Дуэт Деб Талан и Стива Таннена как раз является такой таблетка. Хотя нет, в этом слове слишком много химического, поэтому пусть творчество The Weepies будет лечебной травой. Обязательно безумно красивой и растущей на лугу среди себе подобных. «Sirens» каждой своей песне буквально источает любовь и тому есть причина. Деб и Стив поют песни не просто так ­— их связывает нечто большее, чем в своё время найденная музыкальная гармония с друг другом. В 2015 году, как и в любом другом, вышло много чувственных и по-настоящему волшебных альбомов, но таких плюшевых (так я их люблю называть), пожалуй, не было. Новая пластинка группы даже светлее предыдущих. Быть может, причиной стала радость от чудесного выздоровления Деб, у которой в 2013 году обнаружили рак груди. После химиотерапии и операции (а, может быть, всё дело в лечебных песнях?), Талан пошла на поправку. Это значит, что чудесная музыка The Weepies продолжит звучать и дальше. В её ожидании предлагаем заслушать от корки до корки «Sirens», который явно способен стать для кого-то настольной пластинкой.

5. Natalie Prass «Natalie Prass»

Ещё одна американка — на этот раз из Кливленда (штат Огайо). Натали Прасс — чудесное существо и песни у неё такие же чудесные. Назвать её музыку стандартным инди не нажимаются клавиши. Мягкий обволакивающий голос в сочетании с шикарнейшими оркестровыми аранжировками и выразительными духовыми вызывает аллюзии со старой доброй музыкой из прошлого. Наиболее подходящее определение для наших реалий — это советская эстрада в духе ранней Эдиты Пьехи и Анны Герман (знаю, что сравнение крайне странное, но ничего не могу с собой поделать). Из современных терминов к этому искрящемуся великолепию подходит барокко-поп и французщина с лёгким джазом вперемешку. Дебютный альбом Прасс — это саундтрек к сказке. Даже больше — её пластинка и есть сказка. Послушать Натали настойчиво тянет на виниле. Что-то есть в этих искренних песнях с трепетным вокалом крайне интимное, которое хочется доверить чему-то такому же тёплому и ламповому. Уверен, что вам обязательно понравится хотя бы «My Baby Don’t Understand Me».

На пластинке эта песня звучит совершенно по-другому, но эта милая акустическая версия тоже крайне мила.

4. Punch Brothers «The Phosphorescent Blues»

Начать альбом с песни длиной в десять минут даже для Punch Brothers слишком смело. Да, на своём дебютнике «Punch» они выдали композицию из четырёх частей общей продолжительностью 40 минут. Но она шла на пластинке второй по счёту и дело было в 2008 году. Впрочем, не сочтите, что «Familiarity» мне не понравилась. Я от неё в восторге, как и от всего альбома «The Phosphorescent Blues». В отличие, например, от предыдущего «Who’s Feeling Young Now?» (2012) американский коллектив стал звучать более доступно для массового слушателя, но при этом не потерял своё лицо. Это всё тот же прогрессивный блюграсс, в котором нашлось место кантри и поп-музыке. Есть во всём этом и академизм (Punch Brothers балуют нас на альбоме своим прочтением Дебюсси и Скрябина). Что тут говорить — Крис Тили не только прекрасно поёт, но и совершенно мастерски играет на мандолине. Даже в самых простеньких песенках аранжировки буквально кричат, что мы имеем дело с командой виртуозов, заставивших звучать музыку из региона Аппалачей актуально. Чего только одна «I Blew It Off» стоит. Шлягер чистой воды.

3. Hindi Zahra «Homeland»

Хинди Зара родилась в Марокко. Это чувствуется с первых звуков нового альбома «Homeland». Песня «To The Forces» сразу же даёт понять, что нам предстоит иметь дело с девушкой из Африки. Однако уже на «Silence» нас ждёт что-то французское — кажется, что у микрофона Зару сменяет Zaz и начинает петь уличный шансон. К счастью, скоро аллюзии с простушкой Изабель Жеффруа рассеиваются. Творчество Хинди слишком тонко, умно и самобытно, чтобы акцентировать внимание на лёгком жанре. Уже на «La Luna» драматургия пластинки становится настолько выразительной, что ничего не остаётся делать, как начать сопереживать. Тем более, что дальше на нас обрушивается мощнейшая «The Blues» и вкрадчивая «Broken Ones».

После выпуска приятного, но простенького дебютного лонгплея «Handmade» Зара молчала пять лет. Видимо, искала недостающий компонент, способный превратить её музыку во что-то запредельное. Им, конечно, стало Марокко — национальная культура королевства чувствуется в каждой ноте. Барабаны отстукивают витиеватые ритмы, голос певицы периодически вызывает дрожь и в каждой из песен (даже в псевдофранцузских) пульсирует этнический нерв. Именно это и делает пластинку такой особенно прекрасной.

Пользуясь случаем, посоветую вам также посмотреть живое выступление Хинди Зары. Очень атмосферное видео.

2. Eivør «Bridges» / Eivør «Slør»

Певица с Фарерских островов Айвёр Полсдоттир выпустила в этом году две замечательные пластинки: степенную «Bridges» и первобытную «Slør». Первый альбом на английском языке, а второй — на фарерском. В «Bridges» Айвёр продолжила начатое в «Room» (2012) и записала еще более личный поп-альбом. Настолько личный, что все песни (кроме текста «Tides» и «The Swing») она сочинила сама. Получилось обворожительно. Айвёр на альбоме никому ничего уже не доказывает — не демонстрирует всю мощь своего голоса, не вкрапляет в нить повествования этнические оттенки и не заигрывается с альтернативщиной. «Bridges» очень спокойный, ровный и трогательный до слёз альбом о друзьях, о родных Фарерских островах, маме. «Slør» же совсем другой. Если на первом каждая песня — это алмаз в ювелирном магазине, то на втором — это только что найденные алмазы. Ещё непонятно, как они буду выглядеть после огранки, но от этого они вызывают ещё больший интерес. Как говорит сама Айвёр, эти две пластинки — сёстры, они связаны множеством нитей, но, в тоже время, друг на друга непохожи. Что, впрочем, не мешает им вдвоём расположиться на втором месте моего топа.

С клипами в этом году у Айвёр не задалось, поэтому предлагаю вашему вниманию два лайва. Один, кстати, «родом» из Сургута.

1. Ibeyi «Ibeyi»

Чудесные музыкальные оккупанты европейской поп-музыки — сёстры-близняшки Лиза-Каинде и Наоми Диас. Несмотря на то, что их отец из Кубы (играл с группой Buena Vista Social Club), музыка Ibeyi больше тяготеет к африканской. Дело в том, что среди кучи кровей, которые намешаны в девушках (отсюда такая необычная внешность) есть и кровь народа йоруба, населяющего западную Африку. Проникшись симпатией к предкам, девушки создали потрясающий музыкальный гибрид, в котором удивительно органично смогли смешать английский язык с языком йоруба, чистокровный европейский поп с нотками соула и гипнотические африканские ритмы кахона, на котором так мастерски играл папа Лизы-Каинде и Наоми. Безоговорочным хитом стала заглавная песня альбома «River». Однако есть и совершенно волшебные «Behind The Curtain», «Stranger / Lover», «Oya», «Think Of You», «Weatherman», «Faithful»… Чарующий вокал сестёр и гениальные в своей простоте аранжировки (иногда кроме кахона, фортепиано и голосов больше ничего не звучит) легко станут для вас одним из главных музыкальных переживаний этого года. Для меня уже стали.

Хорошего нам всем музыкального 2016 года.

 14   2016   итоги   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика