Мужчины, которые поют

Выбравшись из обзоров околоакадемической музыки Фарерских островов, мы резко переходим границу и попадаем на смежные территории — актуальщину всех мастей (от трагикомичного Будама до романтичного Мариуса Зиска). Сегодняшние пять альбомов, конечно, все разные, но их роднят мужчины. Невероятно талантливые мужчины, которые поют. А ещё — мрачноватые обложки.

Petur Pólson «Koma» (Tutl, 2006)

Петур Поулсон (Petur Pólson) очень любит Фёдора Достоевского (читайте моё интервью с ним здесь). Поэтому нет ничего удивительного в том, что его музыка так депрессивна (к сожалению, я не знаю фарерского, но подозреваю, что и тексты песен не про солнышко, птички и цветочки). Впрочем, это не мешает им быть невероятно красивыми, а ещё, несмотря на страсть к «альтернативщине», оставаться фарерскими. Поулсон не забывает про свои корни и особенная мелодика его родины слышится даже там, где её не ожидаешь.

В сольном творчестве (кстати, музыкант не так часто выпускает альбомы под своим именем, предпочитая коллаборации) он довёл до идеального состояния группу Clickhaze. Да, тут уже нет рёва гитар и Айвёр Полсдоттир (Eivør Pálsdóttir), но какие-то общие мотивы прослеживаются. Дебютная сольная пластинка Петура начинается с запредельной по своей мелодике и настроению «Jarðarferð». Она задаёт тон всему альбому, не выпуская из своих объятий до песни «Koma»: меланхоличного чуда (этот эпитет применим ко всем песням на альбоме), слушая которое хочется смотреть на океан, сидя на берегу. Как это, судя по буклету, часто делает наш герой.

К слову сказать, в записи альбома приняла участия чудесная Гури Хансдоттир (Guðrið Hansdóttir), ещё не записавшая на тот период ни одного альбома. Её голос можно услышать в «Fremmandur», «Ekkó» (в ней Петур и Гури поют дуэтом) и «Synd». В общем, с нетерпением жду встречи с ещё двумя альбомами музыканта «Tokyó» (2009) и «Transit» (2011). К тому же пора уже и новый выпускать.

Budam «Stories Of Devils, Angels, Lovers And Murderers» (Tutl, 2007)

Будама можно назвать фарерским Том Уэйтсом. Причём некоторые песни на альбоме «Stories Of Devils, Angels, Lovers And Murderers» настолько на него похожи (взять хотя бы «Clap Hands»), что начинает казаться — фаререц сознательно копирует его стиль. Как, например, это делала (и, в принципе, делает до сих пор) русская группа Billy’s Band. Несмотря на явное подражание, как ни странно, у пластинки получается быть не жалкой тенью, а, наоборот, в чём-то превосходить оригинал. Надлом начинается где-то в районе «Do That Thing». Блюзов у Тома Уэйтса тоже хоть отбавляй и эротические постанывания Айвёр Полсдоттир, конечно, делают эту песню уникальной, но она и без этого явно слеплена не из уэйтовского теста. Как, в принципе (хоть и с натяжкой), и последующие «The Yoni» и «Da Da Dey Da Dey». Заключительная же песня пластинки «Gabriel’s Song» — это вообще практически шедевр. Невероятный по своей красоте и пронзительности дуэт с Айвёр, украшенный волшебным скрипичным соло обладателя самого оригинального дома на всех Фарерах и нашего соотечественника Николаоса Капнаса (Nikolaos Kapnas). К сожалению, о нём я знаю очень мало, но его заброшенная страница в Facebook сообщает (помимо фоторепортажа с места строительства вышеуказанного жилища), что он родился в Ташкенте.

Fróði & The Pink Slips «The Mouse» (Tutl, 2013)

Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

Мужчина с отличными вокальными данными и по совместительству младший брат Гури Хансдоттир Фроуи Хансен (Fróði Hansen) выпустил вместе с группой The Pink Slips в 2013 году неплохой альтернативный рок-альбом «The Mouse», на котором есть, как минимум две отличные песни: заглавная «The Mouse» (с его рефреном «Exit Mouse») и «Diamond In The Rough». Ничего глобального нового в музыке Фроуи нет, но это совершенно точно ладноскроенная пластинка, которая способна порадовать настоящих ценителей жанра. Отдельных дифирамбов заслуживает голос Фроуи. Он особенно хорош в лирических композициях («Time Of My Life»), но в боевичках типа «I Feel Like Felix» слегка теряет своё очарование (она вообще несколько выбивается из общего настроения своей панк-эстетикой). Уверен, что о Фроуи и его музыке мне предстоит написать много раз. Его творческого потенциала должно хватит ещё ни на одну удачную пластинку. Ждём с нетерпением!

Marius Ziska «Recreation» (Tutl, 2013)

Ещё одна отличная (а, точнее, наивеликолепнейшая) фарерская пластинка 2013 года. На этот раз от Мариуса Зиска (Marius Ziska). Для музыканта «Recreation» — это первый лонгплей (в 2010 году у него выходил EP «Masses»), но он настолько крут, что я даже боюсь подумать, насколько будет хорош новый альбом, который выйдет 17 апреля 2015 года на лейбле «Tutl». Впрочем, не будем мечтать о том, что произойдёт и продолжим говорить о том, что есть. Мариус — великолепный мелодист и все девять композиций тому доказательство. «Recreation» — это настоящее пиршество для ушей, в котором найдутся яства на любой вкус: в рамках одной пластинки музыканты часто жонглируют стилями (от фолка до альтернативы), украшая и без того отличный голос Мариуса убедительными аранжировками. Вслушиваться в этот музыкальный калейдоскоп одно удовольствие. Кстати, в создании пластинки, которая при грамотном пиаре могла бы сделать своего хозяина жутко популярным, замешаны уже знакомые персонажи. Однако, пожалуй, ключевая фигура после Мариуса — это Йенс Л. Томсен (Jens L. Thomsen). Он не только сыграл на басу и синтезаторе, но и выступил в качестве продюсера записи, а также сам её записал и смикшировал. Получилось, как вы уже поняли, превосходно.

Gestir «Burtur Frá Toftunum» (Tutl. 2006)

Фарерская группа Gestir в 2006 году выпустила, можно сказать, культовый альбом «Burtur Frá Toftunum», наделала шороху на Фарерских островах и ближайших территориях, а потом растворилась. Как ни странно, одним из продюсеров записи снова выступил Йенс Л. Томсен (есть такое подозрение, что это уже своеобразный знак качества). Главным же действующий лицом стал Оулавур Йоакупссон (Ólavur Jákupsson), сочинивший, сыгравший и спевший подавляющее большинство песен на альбоме. «Burtur Frá Toftunum» — это самая настоящая драма. От некоторых композиций реально захватывает дух. После типичной для альтернативщиков «Hvørt Fótafet» Gestir даёт понять, что не всё так просто. «Sum Urt» — это уже даже не песня, а вселенская тоска, от которой не хочется избавляться, потому что она безумно красива. Помимо магнетического голоса Оулавура особую атмосферу создает струнный квартет. Временами всё это великолепие смахивает на Muse с Radiohead вперемешку. Только вот Gestir звучит порой искренне, а ещё — живее.

Дальше
Яндекс.Метрика