Музыка Фарерских островов: Fróði, Yggdrasil и Arnold Ludvig Sextet

Fródi «Ultramarine» (2016) / Fródi «Creeping Storm» (2009)

Родной брат Гури Хансдоттир Фроуи Хансен не так часто светится на музыкальной сцене Фарерских островов, как его сестра, но каждое его появление — яркая вспышка. После крепкого альбома 2012 года с группой The Pink Slips он молчал три года. Ждать его возвращения стоило. Собрав новую группу, Фроуи выпустил нежную и мягкую пластинку в записи которой приняла участие и Гури, поделившись своим голосом в пронзительной «I Remember You Well» и воздушной «Sunset Surf». Из знакомых нам музыкантов в проекте Хансена играет Баштал Агустинуссен, Микаель Блак и Пер И. Хёйгаард Петерсен. В «Ultramarine» всего шесть песен, но все бьют точно в цель.

Меткость каждой чувствуется не сразу, однако после нескольких прослушиваний от пластинки сложно оторваться. Хочется снова и снова включать бойкую «Mickey Mouse», близкую по энергетике к предыдущим релизам фарерского музыканта: «Creeping Storm» (2009), «Patience Is a Motherf**ker When You Are Living Life in Slow Motion» (2010) и «The Mouse» (2012), медитировать под «Ghost Of A Smile» и вслушиваться в трогательно-дрожащий на высоких нотах голос Фроуи в «Ultramarine».

Что касается дебютного лонгплея Фроуи Хансена «Creeping Storm», то он не такой сдержанный как «Ultramarine», однако, в отличие от того же «The Mouse», музыкант не позволяет себе заигрываться с уже набившей оскоминой альтернативой. В попытках сказать что-то новое, Фроуи и вовсе выдаёт шедевр: «Moment Of Clarity» поражает своей фундаментальностью. Такое впечатление, что в Хансена на время вселился Pink Floyd. К слову в вышеназванной песне, а также в  «1, 2, 3, 4» и «Sugar Rush» можно услышать виртуозную игру на гитаре Ханса Карла Хансена — очень известного на Фарерских островах музыканта и по совместительству отца Гури и Фроуи. Эти композиции, а также меланхоличную «What Will Become Of You» и заглавную «Creeping Storm» переслушивать хочется особенно.

Yggdrasil «Lipet Ei (Seven Brothers)» (2016)

Я не очень верю в судьбу, но довольно серьёзно отношусь к стечению обстоятельств. Именно они зачастую и формируют наше будущее. Появление пластинки «Lipet Ei» — это наглядный пример того, как идеи и их реализация могут дать результаты, о которых мы даже и не думали.

В октябре 2015 года на арт-фестивале «Фарерские острова ближе, чем ты думаешь» в Сургуте с Кристианом Блаком и группой Yggdrasil спела несколько песен хантыйская певица Вера Кондратьева. Это стало возможным благодаря идеи одного человека и воплощении её в жизнь другого, но вылилось не в просто удачный концерт, а в творческое содружество. Кристиан пригласил Веру на Фарерские острова (подробнее я уже рассказывал об этом здесь, записал с ней альбом хантыйских (и не только) песен, сыграл девять концертов и даже презентовал вместе с Кондратьевой пластинку в Эстонии на каком-то фестивале этнической музыки.

Что будет дальше — не берусь предположить. Мне лишь приятно осознавать, что этот альбом появился благодаря поражающему воображение стечению обстоятельств, у истоков появления которого стоял в том числе и я. В силу этого факта, не могу объективно оценивать «Lipet Ei». Скажу лишь только, что Кристиан Блак в очередной раз доказал: он совершенно не боится экспериментов по скрещиванию музыки, которая многим может показаться несовместимой. Хантыйский этнос, пропущенный через призму джаза, звучит крайне витиевато. По сравнению с «Lipet Ei», даже «Addeq» (1989) с поющим и играющим на бубне гренландским эскимосом не кажется таким своеобразным.

Единственная композиция в записи которой Вера Кондратьева не принимала участие — это вышедшая отдельным синглом «Grind Í Karry». В ней чувствуется дыхание «Dímun» 2014 года, а самоцитирование с пятой минуты, как глоток чего-то согревающего в промозглый вечер. В общем, всем советую послушать этот фарерско-хантыйский диск. Пропускать его мимо ушей (особенно если вы живёте в Югре) непозволительно.

Кстати, в 2008 году на лейбле Tutl вышел альбом «Handi Hullus» эстонской группы «Ro:Toro», которая, переосмысливая хантыйский фольклор, включила в него песню «Ljamini Naise Lugu». Её поёт (вы не поверите!) Вера и её мама Татьяна Семёновна (фотографии с ними можно даже увидеть в буклете релиза). Как после этого не восторгаться магическому стечению обстоятельств? Естественно, пластинка рекомендуется к прослушиванию не меньше. Вот ссылка для прослушивания на Яндекс.Музыке.

Arnold Ludvig Sextet «Iceland» (2016)

Продолжаем знакомиться с фарерскими музыкальными новинками. В начале 2016 года свой второй альбом выпустил Arnold Ludvig Sextet. Первая пластинка Арнолда Лудвига и компании «Voyages» мне показалось чрезмерно приторной. В «Iceland» рецепт практически не поменялся, но в этот раз музыканты решили не добавлять так много сахара, сбалансировав звучание пластинки треком с приятной гитарной горечью «Tough Goin’» и двумя щепотками фри-джаза: «Miles Beyond» и «Iceland». Удивительно, но эти незначительные изменения преобразили вкус блюда в целом. Причём настолько, что после успешного прослушивания «Iceland» так и хочется вернуться к «Voyages». Вдруг я просто был не в себе? Если в следующем альбоме секстет имени бас-гитариста и композитора позволит себе ещё больше экспериментов, то можно будет уже смело заявлять, что на Фарерских островах появился новый самобытный коллектив, который не мастерски копирует стандарты, а играет свой уникальный джаз.

Отправить
Поделиться
Запинить