Музыкальная Кристиания. Часть 2

Kristian Blak «Ravnating» (Tutl, 1982)

#Kristian Blak & Yggdrasil «Ravnating (1982)» (Tutl, 1982)

Совершенно шикарный альбом Кристиана Блака, рассказывающий о жизни воронов в их естественной среде обитания, а также о том, что говорится об этих птицах в мифологии, народных поверьях и литературе. Пластинка звучит крайне минималистично: только фортепиано и Sunleif Rasmussen с перкуссией, но это придаёт ей дополнительное очарование, а также не позволяет отвлекаться от пронзительной мелодичности каждого из произведений.

Безусловным хитом является «Ravnating», неоднократно переигрываемый Кристианом после (вспоминается запредельное видео с гитаристом Хейином Зиска Давидсеном, где она звучит уже почти какой-то пост-рок с арт-роком в духе Jethro Tull вперемешку). Увы, на аудиозаписи этого концерта нет, однако тем, кому «Ravnating» Кристиана кажется слишком минималистичным, можно послушать те же композиции (список треков абсолютно идентичен) на записи концерта 1982 года. Там уже не обходится без флейты, саксофона, кларнета, гитары, полноценной ритм-секции и импровизации. «Ravnating», на мой взгляд, занимает весьма важное место в творчестве Блака. Все восемь композиций по отдельности и вместе представляют невероятно мощное, как концептуально, так и музыкально, произведения искусства, элементы которого можно встретить и в более поздних работах маэстро.

Kristian Blak «Harra Pætur Og Elinborg» (Tutl, 1986)

Многогранность таланта Кристиана Блака поражает. Ещё вчера он мог играть непринужденный джаз и напевать себе что-то псевдоэтническое под нос, а сегодня сочиняет балет по мотивам фарерской баллады в исполнении оркестра. «Harra Pætur Og Elinborg» — это настоящее симфоническое произведение. Эпичное и громогласное. Весьма сложное, но в то же время совершенно непохожее на так называемый «современный академ». Всё развивается в традициях классической музыки, что в очередной раз доказывает то, что Кристиан не играется в композитора. Через сотни лет его музыка станет классикой. Конечно, она такой стала уже сейчас, но, так повелось, что до этого статуса ей придётся несколько веков стариться.

Kristian Blak «Addeq» (Tutl, 1989)

Кристиана Блака щешпичётом (традиционное фарерское блюдо) не корми, а дай этническую музыку с джазом поскрещивать. Вот, например, альбом «Addeq» 1989 года выпуска — это попытка переосмыслить традиционную музыку Гренландии (так называемой Восточной Гренландии, в которой из-за долгой зимы и дрейфующего льда очень трудно попасть не только со всего мира, но и из других частей острова). Надо сказать, что попытка Кристиана увенчалась успехом. Пластинка «Addeq», не смотря на всю свою чудаковатость, за которую преимущественно отвечает шаман, барабанщик и танцор Anda Kuitse, звучит весьма доступна не только для ценителей жанра, но и для простого статистического слушателя. К слову, на записи почти вся музыка принадлежит перу Блака, кроме четвёртой композиции (написана в соавторстве с Malang Cissokho, играющим на экзотичном инструменте кора, ксилофоне и перкуссии) и «Nanoq», сочинённой и спетой гитаристом Lelle Kullgren. Видимо поэтому главную линию «повествования» зачастую ведёт именно фортепиано. «Addeq» — крайне любопытная работа и её ценность не только музыкальная, но и этнографическая. В доступной, почти развлекательной форме, Кристиан Блак знакомит нас (хоть и через свою музыку) с культурой Восточной Гренландии. Спасибо ему за это.

Yggdrasil «The Four Towers & Heygar Og Dreygar» (Tutl, 1997)

На диске под названием «The Four Towers & Heygar Og Dreygar» записаны две красивейшие джазовые сюиты. Первая «The Four Towers» начинается с пьесы «Ocean» с солирующей виолончелью (или, всё-таки, контрабасом?), который иногда звучит за гранью добра и зла — запредельно хорошо (спасибо Anders Jormin), а все последующие усиливают эффект. Становится понятно, что перед нами не разрозненные композиции, а цельное музыкальное полотно. Очень концептуальное и крайне атмосферное. Послушайте, например, почти пинкфлойдовскую (образца 60-х годов) «Teeth» и всё поймёте. Любопытно, что вся сюита очень разная. В ней есть элементы лёгкого, почти эстрадного джаза, есть чистой воды фри-джаз, всевозможные кроссоверы с роком, блюзом и даже хоровая музыка с парящим мечтательным саксофоном в цикле пьес «Amen-Amen». Во второй джазовой пьесе «Heygar Og Dreygar» больше уделяется внимание не атмосфере с концепцией (никаких лающих собак и завывающих волков не обнаружено), а, как ни странно, музыке. Здесь, если так можно выразиться, она более концентрированная и более подходит тому Yggdrasil (во всём виноваты этнические мотивы), который я слышал.

Kristian Blak & Yggdrasil «Den Yderste Ø» (Tutl, 1981)

В привычном для нас смысле — это декламация стихов под музыку. В данном случае стихов самого известного писателя Фарерских островов Вильяма Хайнесена. К слову сказать, это, пожалуй, единственный фарерский писатель, книги которого переводили на русский язык. Так что, если интересно, можете почитать его «Чёрный котёл» и «Башню на краю света». Оценить эту запись по достоинству я не берусь, потому что для этого необходимо знать язык (Хайнесен преимущественно творил на нём). Музыка здесь, хоть и неплоха (её написал Кристиан Блак), но явно второстепенна, так как, по сути, является обрамлением слов. Декламирует произведения писателя Pouel Kern. Делает он это довольно монотонно и возникает вполне резонный вопрос: может быть, стоило вообще попросить почитать свои стихи самого автора (умер он в 1991 году и теоретически мог это сделать)? Ценность этой записи возросла бы тогда в разы.

Дальше
Яндекс.Метрика