Музыкальная Кристиания

Yggdrasil «Dímun» (Tutl, 2014)
Kristian Blak «Amaldus: 12 Klaverstykki Fyri Solopiano» (Tutl, 2014)

Сегодня я открываю серию публикаций, имеющих непосредственное отношение к композитору, музыканту и просто замечательнейшему человеку Кристиану Блаку (Kristian Blak). Поэтому, думаю, что стоит сначала сказать о нём несколько слов.

Трудно сейчас себе представить фарерскую культуру без Блака. Приехав жить, писать, играть и работать на Фарерские острова в 1974 году (наш герой родом из датского города Фредерисия), Кристиан, по сути, стал главным действующим лицом в формировании облика современной фарерской музыки. Он не только художник (сольные проекты, Yggdrasil, Spælimenninir), но и, если продолжать арт-аллюзии, галерист, сумевший собрать вместе со своим единственным на Фарерах и неповторимым рекорд-лейблом Tutl убедительную коллекцию.

Изюминкой этой коллекции, безусловно, являются его собственные релизы: этника, джаз, академическая и экспериментальная музыка всех мастей. Музыка не для тела (хотя почему бы и не потанцевать?), а для души. Умная, но не заумная, живая и что самое важно — постоянно изменяющаяся. Вся музыка Блака как будто имеет природное происхождение, она пишется не нотами и играется не музыкальными инструментами, а ветром, водой, камнями. Я, кстати, не утрирую. Гроты уже давно для музыканта не только концертная площадка, но и студия. Послушайте альбом «Stone & Water» и всё поймёте. Но о нём позже.

Сейчас мы поговорим о двух пластинках 2014 года, к которым Блак имеет непосредственное отношение: альбом группы Yggdrasil «Dímun» и, на первый взгляд (впрочем, как и на второй), до безобразия меланхоличный «Amaldus» с 12 произведениями для фортепиано Кристиана Блака, исполняемыми датской пианисткой Биргитте Шнакенбург (Birgitte Schnakenburg), которая тоже не устояла от Фарер и переехала жить на них в 2005 году.

«Dímun», по сути, продолжает добрую традицию предыдущих работ фьюжн-бэнда. Это эталон своего жанра, сумевший органично впитать в себя академическую и этническую музыку. С этим музыкальным удобрением «Дереву жизни» растётся хорошо. Добавив немного авангарда, джаз (а именно он на Yggdrasil правит балом), исполняемый Кристианом Блаком (пианино), скрипачкой Ангеликой Нильсен (Angelika Nielsen), контрабасистим и сыном своего отца Микаелем Блаком (Mikael Blak) и барабанщиком Пером Хёйгаардом Петерсеном (Per I. Højgaard Petersen) молниеносно проникает в душу. Восемь композиций на альбоме, два композитора (Анжелика и Кристиан), передавая друг другу эстафету, создали совершенно органичный и невероятно красивый в своей мелодичности альбом. Сначала на нём бросается в глаза «Brimgjáir», но потом, вслушиваясь, становится понятно, что случайных звуков на «Dímun» нет. Yggdrasil не стоит на месте и новая пластинка группы ещё одно тому доказательство. Выход на авансцену в качестве композитора Nielsen и усиление скрипичных оттенков на музыкальном полотне «Dímun» приятно порадовало. Остаётся только покорно ждать, что ещё приготовили в будущем нам Кристиан Блак и компания.

Послушать на Яндекс.Музыке.

Что касается «Amaldus», то эта музыка в себе. В отличие от распахнутых объятий «Dímun», слушателей ждёт весьма интимная, но, безусловно, способная найти отголоски в каждом из нас, запись. Несмотря на всю свою камерность (только звуки пианино и тишина), музыка Блака заполняет собой всё пространство вокруг. Удивляет и то, насколько сильно прониклась Birgitte этими 12 музыкальными зарисовками. Стоит отметить, что ещё больше вовлекает в «Amaldus» его оформление. Помимо текстов Вильяма Хайнесена (William Heinesen), которыми, по всей видимости, Блак вдохновлялся при написании музыки, в буклете нас ждут картины Сакариаса Хайнесенна (Zacharias Heinesen). Они в своей монохромности и невероятной по своей притягательности красоте весьма созвучны всему, что звучит на «Amaldus».

Дальше
Яндекс.Метрика