Музыканты всех Фарерских островов, соединяйтесь!

Orka «Leipzig» (Tutl, 2014)

Фарерские острова — это, конечно, в первую очередь страна (причём самая обаятельная и привлекательная), но во вторую в масштабах планеты Земля, всё-таки, деревня. Очень прогрессивная деревня. Как сообщает Википедия, Фареры делят с Исландией первое место по количеству издаваемых книг на душу населения. Похоже, что и с пластинками такая же история. Всего 48 тысяч жителей, а музыки столько, что хватит на всех. Только играют эту музыку, всё-таки, зачастую одни и те же люди.

Например, Микаеля Блака (Mikael Blak) можно встретить в огромном количестве проектов (диву даешься диапазону жанров, в которых он умудряется играть). Это нормально. Не могут быть все музыкантами. Кому-то надо ловить рыбу, а кому-то работать в школе. Впрочем, фарерским музыкантам в большинстве случаев тоже приходится где-то работать. Одной музыкой зарабатывать на жизнь не всем удаётся.

В общем, тех, кого чёрт дёрнул изучать фарерскую музыку, рано или поздно сталкивается с таким явлением, как «Круговорот музыкантов». Название я придумал только что и надеюсь, оно приживётся. Лидер коллабораций — великая и ужасная индастриал-группа Orka. В хитросплетениях того, кто на чём в группе играет, где и как поёт можно разбираться часами. Особенно это чувствуется на последнем альбоме «Leipzig» (2014 год), где главный мозг группы Йенс Л. Томсен (Jens L. Thomsen) превзошёл себя и пригласил принять в записи альбома (не обошлось, кстати, без Микаеля Блака) половину жителей Фарер. Шучу, конечно, но если единовременно вывести всех участников проекта на сцену, то получится оркестр прекрасных музыкантов, каждый из которых стоит отдельных слов: Тайтур Лассен (Teitur Lassen), Бенджамин Петерсен (Benjamin Petersen), Грета Свабо Бек (Greta Svabo Bech), Кнют Х. Эстурштайн (Knút H. Eysturstein), Мариус Зиска (Marius Ziska) и многие другие.

Сразу скажу, что «Leipzig» не герой моего романа. Я не особый любитель электронной музыки (точнее, я не люблю, когда её слишком много) и, на мой взгляд, в этот раз Orka с ней переборщила. К тому же переход с фарерского на английский лично меня расстроил. Да, группа стала более интернациональной, но всё же потеряла часть своего былого очарования. Однако на этом критика альбома заканчивается. Если отбросить все личные предпочтения и вслушаться, начинаешь понимать, что Томсен проделал колоссальную работу. Собрать все разнообразие звуков в единое ладноскроенное полотно уже дорогого стоит. К тому же, на мой взгляд, он сделал нечто и совершенно невозможное. В такой мешанине звуков, музыкантов и голосов прослеживается чёткая концепция (как звуковая, так и атмосферная) и (внимание!) мелодика. Стоит её почувствовать, как альбом начинает звучать совершенно по-другому. В общем, на лицо очень умная и взвешенная работа и  запредельное в своей крутизне продюссирование. А ещё, несмотря на всю наэлектризованность звука, в нём есть жизнь и, как минимум, две чудесные песни: «The End» и «Leipzig VII — Sing».

Orka «Livandi oyða» (Tutl, 2007)

Первый альбом Orka «Livandi oyða» (2007 год) от последнего кардинально отличается. Он, несмотря на некоторую идейную схожесть, записан в совершенно другой эстетике. Безусловным «гвоздём» пластинки можно назвать камео потрясающего музыканта Кари Сверриссона (Kári Sverrisson). Его появление на «Fjøllini standa úti» и «Livandi oyða» забыть невозможно. Особенно если для закрепления посмотреть видео с бонусного DVD, где во всём великолепии убедительно доказывается то, что музыку можно играть на всём. Для этого совершенно не обязательно покупать дорогую бас-гитару (полена со струнами достаточно), барабаны могут «подстраховать» пустые бочки, а заменить гитарные запилы способна пила и токарный станок. Вот, кстати, отличное видео, где наглядно видно из какого «мусора» Orka создавала свой первый альбом. Если «Leipzig» ближе к эмбиенту и стандартной электронщине (хотя сюрпризов тоже предостаточно), то первая часть «Livandi oyða» (до седьмой песни) — это гениальнейшая фарерское изобретение, на которое сложно повесить ярлык.

В ранней музыки Orka много народности (яркий пример «Myrkursins muður») и самобытности. Аналогов группе я лично не встречал. Однако после шестой композиции на пластине происходит разлом. В её идеальные в своей простоте просторы вторгаются механические уроды, они шумят и источают газы. Гипертрофированные ремиксы (смесь нойза с индастриалом) Com-Data, на мой взгляд, нормально бы смотрелись как необязательные дополнения на бонус-диске. Но, будучи, на альбоме они невероятно сильно с ним резонируют и дослушать их до конца с первого раза сможет только прожжённый меломан, поглощающий в режиме нон-стоп подобную музыку. Чужеродными смотрятся также и другие ремиксы. Они хоть и не такие бешеные, но тоже портят борозду. Однако даже ради одной «Livandi oyða» их можно простить.

P.S. Про «ÓRÓ» (2011) и «Live at Trans Musicales» (2012) я обязательно напишу, когда обзаведусь дисками. На «ÓRÓ», к счастью, ремиксов нет, а «Live at Trans Musicales», как вы уже догадались из названия, запись живого выступления проекта.

Дальше
Яндекс.Метрика