Одинокий и злой «Телевизор»
«Геометрия» продолжает переиздавать дискографию группы «Телевизор». «Мегамизантроп» уже седьмой том («Дежавю» 2009 года не считается) из «энциклопедии», посвящённой творчеству легендарного коллектива (осталось одеть в чёрно-красную обложку только «Путь к успеху» и «Отчуждение»). Мои рецензии об альбомах «Двое» и «Дым-туман» можно прочитать здесь.
Михаил Борзыкин, конечно, не стал Виктором Цоем (это просто пример и не факт, что удачный). Слава всенародного масштаба прошла мимо него в 80-е, проскочила в 90-е и в нулевые он не превратился в музыкальный рупор поколения. Не буду анализировать, почему это произошло, хотя, если честно, я очень часто об этом задумываюсь. Особенно когда слушаю альбом «Дежавю». Он был просто обязан стать костью в горле у властьимущих и гимном всех индивидуумов с активной гражданской позицией. Впрочем, «Сиди дома», «Газпромбайтер», «Заколотите подвал», конечно, пошумели, но не взбудоражили так, как это сделала в конце 80-х цоевская «Хочу перемен!». Слишком по-хорошему сложен «Телевизор», чтобы петь его во дворах и подъездах.
Альбом «Мегамизантроп», как и всё творчество Борзыкина нулевых, сейчас, кажется, ещё более актуально, чем раньше. Это умение одного из главных рок-поэтов России (совершенно в этом убеждён) преследовало его всегда, но окончательно настигло после шестилетнего молчания. «Путь к успеху» стал переломным не только музыкально, но и мировоззренчески. И без того не добрый рок-музыкант, вооружившись до зубов модифицированным оружием «Депеш мод» в одиночестве создал сначала вышеназванный альбом 2001 года, а потом повторил тоже самое на «Мегамизантропе». Полностью оправдывая названия пластинки, Борзыкин записал её в гордом одиночестве, сочинив не только всё музыку и тексты песен, но и выступив в роли звукорежиссёра и саунд-продюсера.
Пластинка получилась ещё злее («А мне повезло — я не добрый») и отчужденнее прежней. Но, как ни странно, под неё хочется танцевать. Это, конечно, немного кощунственно, словно выкидывать коленца на кладбище, но, например, на песне «Ушла из дома» я не могу усидеть на месте. Никогда.
Этакая псевдотанцевальность музыки «Телевизора» великолепная сочетается с голосом Михаила Борзыкина. Он далеко не идеально поёт, но вычеканивает каждое слово настолько убедительно, что другого на его месте представить невозможно. Помимо очевидных хитов типа «Мегамизантропа», «Пустой», «Тараканы», «Ушла из дома» на альбоме есть совершенно чудесный романс «Если телефон молчит» (жаль, что подобных лирических номеров у группы крайне мало). Да и весь альбом (кроме «Бабуинов») весьма неплох. Даже, несмотря на то, что на нём катастрофически не хватает музыкантов, а, следовательно, живых барабанов и гитары.
Кстати, на бонусном диске «Мегамизантроп» становится просто «Мизантропом». На нём содержится запись с двух эфиров группы на «Нашем радио», где Борзыкин-одиночка допускает к исполнению своей музыки гитариста Сергея Сивицкого и барабанщика Сергея Русанова. Звучит, кстати, весьма свежо и временами даже интереснее, чем студийная запись. Интерес также представляет DVD. На нём зафиксирован киевский концерт «Телевизора» в легендарном киевском арт-клубе «44» и участие в прогамме «Перша експедицiя».
Как ни странно, релиз «Мегамизантропа» в 2014 году действительно не смотрится чужеродно. Отличное переиздание с дополнительным материалом — это не только важное событие для ценителей группы. Для тех, кто по какой-то причине (например, в силу своей молодости) прошёл мимо «Телевизора», этот альбом как нельзя лучше выполнит роль ознакомительного. На нём сконцентрировано в том или ином виде многое из того, что может составить мнение о коллективе. Особенно в совокупности с бонусными дисками.
P.S. Кстати, без традиционного осмотра внутренностей советую не закрывать страницу.