Сегодня «В плеере»: Analog Norð, Døgg Nónsgjógv, Drowned Session, Hamradun, Benjamin, Lyon, Ranchus и Punjab

Пока воспоминания о 2015 годе ещё свежи, спешу вам рассказать о восьми стоящих внимания релизах музыкантов с Фарерских островов, которые выпустил в этом году лейбл Tutl. Они не похожи друг на друга, и это не фигура речи — в обзоре соседствует электронная музыка и рок-н-ролл. Найдётся среди этих альбомов и парочка достойных войти в мою пятёрку лучших фарерских пластинок уходящего года. Да, я уже созрел для подобного топа.

Analog Norð «Lost & Found» (2015)

Тяжёлая музыкальная сцена Фарерских островов выглядит убедительно. Týr и Hamferð способны тягаться со многими подобными себе командами в мире и даже в чём-то их превосходить. Электронную музыку made in Faroe Islands тоже становится сложно не замечать. В 2014 году это доказала Orka альбомом «Leipzig», в этом сначала попыталась Hulda, но убедительнее получилось у группы Analog Norð. Дебютный альбом Яна Расмуссена и компании «Friendly Fire» вышел в 2009 году, вызвал бурю восторженных отзывов и был отмечен в одной из номинаций фарерского Planet Awards. После длительного отсутствия Analog Norð вернулся с новым творением «Lost & Found», в котором каждая из песен заслуживает внимания (хотя лично меня особенно зацепила «Trying Too Hard»). К тому же уже на втором треке «Fading Away» появляется стойкое ощущение, что новый альбом проекта — это своего рода ответ крайней пластинке группы Orka. Некоторые из композиций могли бы легко вписаться в «Leipzig» и мы бы даже этого не заметили. Взять хотя бы «Each Other’s Fears» и «Underground».

Døgg Nónsgjógv «Nón» (2015)

В этом году Дёгг Ноунсджегв наконец-то подарила нам «полнометражный» альбом и стоит сказать сразу — он совершенно чудесен. Если на предыдущих «коротких» релизах было сложно понять в полной мере, что из себя представляет творчество Дёгг, то «Nón», который, к слову, тоже не назовёшь слишком длинным (восемь песен уместились на 25 минутах), расставил все чёрточки над «ó». Мягкий и тёплый голос Дёгг завораживает, песни одна другой воздушнее и плюшевее. В этой музыкальной истории красиво всё и все. 19-летний ангел (вы только посмотрите на неё) Дёгг поёт невероятно трогательные песни, помогают ей в этом прекрасные люди, среди которых Йенс Л. Томсен, Аллан Таусен, Ханс Мариус Зиска (их волшебный дуэт можно услышать в песне «Ongi Orð»), Ханс Якоб Коллсли (не только сыграл на акустической гитаре, но и выступил соавтором части песен певицы) и другие.

«Nón» получился очень эмоционально насыщенным. За полчаса можно успеть не только поулыбаться («Tú Tók Mína Hond»), но и немного погрустить («Tú Ert Hjá Mær»). Даже каверу на песню Uni Arge «Túsundtals Ár» нашлось место. Звучит он, кстати, весьма необычно. Уже сейчас понятно, что Дёгг — это одно из главных событий, произошедших с фарерской музыкой в прошлом году. Вместе с Томсеном, который в очередной раз доказал, что он гениальный продюсер, красавица Ноунсджегв умудрилась превратить своё творчество в нечто большее, чем просто песенки под гитару. Хотя предпосылок к этому было предостаточно. Браво! С нетерпением жду продолжения.

Пользуясь случаем, советую посмотреть видео, где Дёгг Ноунсджегв поёт вместе с Алланом Таусеном.

Drowned Session «Home To The Wind» (2015)

Шикарные представители так называемого дарк-фолка с изрядной примесью рока выпустили в 2015 году свой первый лонгплей под названием «Home To The Wind». Давать о себе знать коллектив начал в 2013 году, записав несколько синглов. В 2014 разродился мини-альбомом «Horses». У Drowned Session, базирующихся в Копенгагене, всё в лучших традициях жанра ­— вокалист Атли Брикс Камбан, который как раз и родом с Торсхавна, играет на банджо и мандолине, что само по себе уже обязывает иногда звучать как Woven Hand, 16 Horsepower и, естественно, Punch Brothers. Впрочем, по сравнению с Drowned Session, проекты Дэвида Юджина Эдвардса слишком мрачноваты, а группа Криса Тилли наоборот ­— чересчур весела. Однако во многом эстетика у групп схожа. Весь этот дарк-фолк фарерско-датской группы естественно не обходится без альтернативного кантри и даже блюграсса. При этом никаких ощущений диссонанса не возникает ­— в этой музыки Камбан и компания чувствуют себя вполне органично. «Home To The Wind» — ещё одна яркая пластинка 2015 года родом с Фарерских островов, которую обязательно стоит послушать.

Hamradun «Hamradun» (2015)

На странице в Facebook группа Hamradun охарактеризовывает свою музыку, как фолк-рок. И, несмотря на то, что это не совсем так (без викинг-металла не обошлось), перечить им не хочется. Стоит у руля всего этого великолепия первый вокалист культовой группы Týr Поул Арни Холм. После того, как Холм в 2002 году ушёл из коллектива, он занялся сольным творчеством, основой для которого стали фарерские баллады. Вот и Hamradun, по сути, это и есть трактовка некоторых из них. Да, часть песен на пластинке принадлежат авторству Поула и Уни Дебесса (он также играет в Hamradun на гитаре и бас-гитаре), но стержень традиционной музыки Фарерских островов чувствуется в каждой композиции. Музыка группы Hamradun, несмотря на то, что глядит обоими глазами в прошлое, прозвучала в 2015 году крайне актуально. Помимо мощнейшей «Sneppan», открывающей альбом, обязательно стоит отметить восьмиминутную «Sinklars Vísa». Её хочется поставить на репит, чтобы танцевать по-фарерски, не останавливаясь ни на минуту. Приятно удивила практически церковная «Tað Er Ein Stutt Og Stokkut Løta» и, завершающая пластинку, «Kvæðið Um Hargabrøður». Впрочем, я с самого начала был не прав, выделяя какие-то отдельные песни. Альбом получился монолитным ­— в нём каждая композиция дополняет друг друга.

Benjamin «Perfume Variations» (2015)

Беньямин Петерсен после удачного для себя 2014 года (его совместный проект Ave с Петуром Поулсоном стоит особенных похвал) порадовал своим новым альбомом «Perfume Variations», который вышел практически в аккурат после майского концерта в Москве. «Perfume Variations» довольно созвучен с «Ghost With Skin», однако в отличие от пластинки 2011 года (к сожалению, своими сольными альбомами Петерсен нас не балует) в музыки Беньямина появилось больше пространства (иногда даже, на мой взгляд, больше чем надо). Она стала более атмосферной и медитативной, к тому же обзавелась новомодными ритмами («Perfume Shower», «More To Sadness»). Одним же из самых пронзительных номеров на альбоме оказалась песня «For The Honey», которой всё это заигрывание с дрим-попом особенно подходит. Не забыл Беньямин и о том, что он отличный гитарист, продемонстрировав во всей красе свои умения в песне «Travelling On». Впрочем, ничего подобного «Ghost With Skin», увы, на «Perfume Variations» так и не прозвучало.

Lyon «Lyon» (2015)

Ещё один дебютный альбом, главного героя которого зовут Лион Хансен. В альбоме «Lyon» намешано множество музыкальных стилей: блюз, рок, фолк и куча всевозможных экспериментов. Причём, всё это в общем звучит достаточно органично и самое главное довольно самобытно. Да, если сильно захотеть, то в творчестве Лиона можно обнаружить что-то от Drowned Session, Dánjal, Høgni и Budam, но это, скорее, не истина в первой инстанции, а всего лишь моё желание его с кем-то сравнить. Первым ярким номером на пластинке для меня стала «Sister». В ней нет такого праздника, как на предыдущих двух песнях, но есть какая-то концентрированная откровенность ­— акустическая гитара и весьма приятный, надо сказать, голос Лиона. Чем дальше, тем больше. После «Sister» гораздо ярким впечатлением для меня стала «In Your World» (именно с неё альбом начинает набирать обороты), приятно поразили «Muddy Stream» (волшебнейшее ла-ла-ла-ла-ла) и «Sarabande», убаюкала «The Highlands», напомнила о Ник Кейве «Ode To War», привела в экстаз «Sleep». Кстати, в «Miss Death», «Blood», «Glowing In The Dark», «A Ship» появляется с перкуссией и бэк-вокалом Беньямин Петерсен (он также выступил со-продюсером пластинки и вместе с Теодором Капнасом записал альбом Лиона на Studio Bloch и Bunkarin). Есть здесь и ещё один музыкант, который уже бывал в России ­— Пер Ингвалд Петерсен. За барабанами он традиционно прекрасен.

Ranchus «Feeling Like A Caged Lion Pacing Behind One Way Glass» (2015)

Хулиганистые Ranchus наконец-то выпустили свой дебютник с зубодробительным рок-н-роллом на борту. Если вы следите за музыкальной сценой Фарер, то наверняка помните забавное видео, в котором человек в костюме зелёного плюшевого динозаврика, возомнив себя Годзиллой, бродил по Фарерским островам и даже уничтожил один картонный городок. Так вот это и есть клип (на стоунер-рок-песню «Promises» наших сегодняшних героев). Подавляющее большинство песен на «Feeling Like A Caged Lion Pacing Behind One Way Glass» призывают вашу голову двигаться в такт (ах, как хороша песня «Revolver»), но есть место и лирике. Причём, в спокойном состоянии Ranchus разительно напоминает Radiohead. Не верите? Послушайте очень внимательно «Dew» и песню «Violet» в её минуты затишья. Альбом, конечно, может показаться кому-то несколько шумным, но, поверьте, за всей этой мишурой из крика и ревущих гитар скрывается очень талантливая музыка, которая ещё покажет себя во всей красе.

Punjab «The Flying Elephant» (2015)

Напоследок немного фанк-рока. Музыка, которую играет Punjab очень взрослая, вокалист орёт, как 40-летний мужик, но, как потом оказывается ­— ему всего 19 лет, да и все другие участники группы не особо старше. Звучит их альбом (тоже, кстати, дебютный) «The Flying Elephant» не просто убедительно, а безапелляционно круто. Этакий «The Best» музыкантов, которые всю жизнь лабали фанк и решили отметить выход на пенсию ещё одной компиляцией. С одной стороны это всё, конечно, шикарно, но лично я не представляю, что будет с группой через десять лет. Слишком всё у них идеально сейчас и куда идти дальше уже непонятно. Каждый год записывать по пластинке с мастерски сыгранными, но становящимися с каждым разом всё скучнее и скучнее песнями? Впрочем, я чересчур загоняюсь. Надо жить настоящим. Настоящее совершенно заслуженно присуждает Punjab первое место в двух номинациях: «Шок года» и «Крутизна года», а я лично снимаю перед ними шляпу. Ребята, вы, кажется, практически гении.

Дальше
Яндекс.Метрика