Сегодня «В плеере»: Steso, Orka, Swangah, Lív Næs и Guðrun & Bartal

Steso «Proper Fucked» (Tutl, 2012)

Судя по названию пластинки проекта Steso, за вывеской которого скрываются несколько известных нам фарерских музыкантов, ничего весёлого от восьми композиций на ней ожидать не стоит. Так и есть. Всё тлен. Причём окончательный и бесповоротный. Главный ответственный за обрамление невыносимой тоски в эмбиент, рок и чил-аут (такими жанрами «обзывают» своё творчество группа на Facebook) Hergeir Staksberg. Его перу принадлежит большая часть композиций, он играет на гитаре, басу и поёт. Второй «виновник» Líggjas Olsen, известный нам, помимо всего прочего, по отличному дебютному альбому Ребекки Петерсен (Rebekka Petersen), который бы без его участия был бы совсем другим.

В списке ещё много музыкантов в той или иной мере повлиявших на окончательный результат. Например, голос Ása Wraae не просто органично влился, но и придал неповторимый шарм записи: «Anechoic Chamber» и «Hákunargenta» звучит запредельно круто. Оулавур Йоакупссон (Ólavur Jákupsson) и Йенс Л. Томсен (Jens L. Thomsen) на «Proper Fucked» тоже не случайно. Созвучность Steso с Gestir и Orka слышно невооружённым ухом. Пластинка получилась очень красивой и, несмотря, на убийственную мрачность, её хочется слушать снова и снова. Кстати, про тоску. Альбом посвящен Расмусу Расмуссену (Rasmus Rasmussen), который ушёл из жизни в 2012 году при крайне трагических обстоятельствах. Зная историю его гибели, обложка альбома, его название и ярковыраженный привкус горечи в каждой песне приобретают ещё больший драматический эффект.

Orka «Live At Trans Musicales» (Tutl, 2012)

Я уже писал про два альбома Orka. По моему мнению, эту фарерскую группу можно легко назвать легендарной. Каждый их альбом — это настоящее откровение. Да, в первом слишком много индастриал-шума, а в последнем много электроники и английского языка, но нельзя не замечать, что создатели этого сложного и многогранного проекта очень талантливы. Как вместе, так и по отдельности. «Live At Trans Musicales» — это запись с концерта. Обычно такие пластинки вторичны по отношению к основной дискографии, но не в случае Orka. На мой взгляд, сыгранные здесь и сейчас композиции группы звучат особенно хорошо. Они не прилизаны в студии и обнажают первоначальную идею играть на лопатах, бочках и токарных станках вместо музыкальных инструментов во всей красе. Это настоящий первобытный индастриал, от которого захватывает дух. Интересна запись ещё и тем, что в ней довольно много песен, которых мы больше нигде не услышим и Ян Тьерсен (тот самый, который для фильма «Амели» музыку написал), играющий на концерте на нойсолине (этакая скрипка из преисподней). Думаю, что данных аргументов достаточно, чтобы послушать эту сочащуюся необузданной энергией пластинку. Только будьте осторожны. Есть опасность, что после вы очень захотите попасть на концерт Orka по-настоящему. Будем надеяться, что свои «сюрреалистичные» инструменты они не выкинули и наша мечта когда-нибудь действительно сбудется.

Swangah «Undirgangstónar» (Tutl, 2013)

Наверное, рэперов на Фарерских островах не очень много. По крайней мере, Swangah — это единственная рэп-банда, о которой я слышал. Первое, что хочется сказать об альбоме «Undirgangstónar» — он качает. Не всегда, конечно, но в большинстве случаев. Перед нами вполне себе конкурентоспособный хип-хоп (сразу извиняюсь перед знатоками, я не особо отличают рэп от хип-хопа) с весьма заметным уклоном в гангстерскую тему. Если конечно, такими серьёзными голосами наши сегодняшние герои не зачитывают вирши о любви и о том, какие красивые цветы растут у них на заднем дворе. Впрочем, лиричные номера имеют место быть, поэтому без лямуров и прочих пушистых существ дело не обходится. Одно из главных достоинств группы Swangah в том, что они читают на своём родном языке. Рэпа на английском хоть одним местом ешь, а на фарерском, причём такого качества, не существует. Уже этим данная пластинка уникальна. Добавьте к этому уверенную подачу, мощные глубокие биты и слегка тревожную, но захватывающую атмосферу, которая начинается уже с обложки пластинки. Очень недурственной, на мой взгляд.

Lív Næs «Keldufar» (Tutl, 2012)

В привычном для русского человека понимании белокурая красотка Lív Næs — это бард. Конечно, альбом «Keldufar» не так прост, как кажется. Он весьма изобретательно аранжирован, но по всем своим гармониям находится где-то между поп-музыкой и трубадурством. Хотя элементы рока и фолка не стоит игнорировать. Самое интересное, что пластинка очень эклектичная. С одной стороны — это хорошо и говорит о разносторонности таланта певицы, а с другой такие безусловные шедевры, как «Heystarblóman» теряются на фоне, хоть и очень милых, но крайне простеньких песен. Откровенных пустышек нет. Все композиции по-разному хороши. Интересна «Grind», очень красивая мелодия у «Rósan», дуэт с Tróndur Enni в песне «Meg Droymdi» с ярковыраженной скрипкой прелестен. Однако дальше всё вышесказанного сходит на нет. Песни становятся пресными и голос не радует оригинальностью, оставляя в итоге смешанные чувства об альбоме в целом. Впрочем, если включить «Keldufar» сначала и напомнить себе о том, что данная пластинка — это дебют, можно с уверенностью сказать, что он удался. Довольно интересно узнать, что будет дальше.

Guðrun & Bartal «Vónin Er» (Tutl, 2013)

Если бы мне сказали составить список любимых альбомов музыкантов с Фарерских островов, то я без тени сомнения в него включил «Vónin Er». Его соседство с «Story Music» Тайтура, «Room» Айвёр, «Beyond The Grey» Гури (почему-то первые пластинки, которые пришли мне на ум) меня бы абсолютно не смутило. Для начала ничего более красивого (я говорю про дизайн) лейбл Tutl, кажется, не выпускал. За изящной обложкой скрывается дебютная работа Guðrun Pætursdóttir и Баштала Агустинуссена (Bartal Augustinussen). Песни (кстати, слова и музыка принадлежат Башталу) на альбоме подстать рисункам на обложке — одна чудеснее другой. Захотите назвать их колыбельными и не ошибётесь. Чистейший (можно сказать, практически волшебный) голос Гурун мечтательно парит, над всей этой красотой: в прозрачных ажурных аранжировках купаются пронзительные мелодии, нехитрые переборы гитары Баштала сменяют атмосферные клавишные. К слову, в записи альбома приняли участие довольно много знакомых нам персонажей, но особенно отличились Микаель Блак, Høgni Lisberg и Беньямин Петерсен. Отдельно спасибо за пение в «Vinurin» (самый сильный номер на альбоме) Finnur Koba.

Дальше
Яндекс.Метрика