Сергей Зятьков: «Среду, в которой хотелось бы жить, можно и нужно создавать самим»

В галерее современного искусства «Стерх» уже не первый год (сначала заведующим отделом новых технологий, а сейчас — заместителем директора по проектной деятельности) работает композитор Сергей Зятьков, музыку которого играют не только в России, но и за рубежом (подробнее с ней можно ознакомиться здесь). Его творческий путь в Сургуте начался в 1998 году с сольного концерта в Сургутском музыкальном колледже. Позже, в 2001, 2009 и 2010 году, произведения композитора исполнял Сургутский симфонический оркестр, а Сургутский музыкально-драматический театр поставил с его музыкой в 2002 году спектакль «Чудо св. Антония». Из последних творческих «всплесков» хочется выделить концерты в «Стерхе», где произведения автора сыграли «Московский ансамбль современной музыки» и «ГАМ-ансамбль». Ваш покорный слуга поговорил с Зятьковым о современном искусстве, о том, чего не хватает Сургуту и как он относится к тому, что Pussy Riot посадили на два года.

— Насколько работа в «Стерхе» интересна композитору?
— Галерея современного искусства — это среда, благоприятная для композитора, если он придумывает проекты, находит общие интересы с творческими людьми. Это, конечно, не отменяет других бумажных чиновничьих дел, но, если чувствуешь, что начинаешь черстветь на службе, всегда можно пойти и отвести уроки оркестровки или истории музыки ХХ века. А вообще, это уже почти закон нашего времени: если хочешь не только сочинять, но еще и слушать свою музыку — будь добр, займись организацией всего процесса.

Например, администрируй концерты фестиваля «СтерхФест», сколачивай сцену музыкантам и расставляй им пюпитры и микрофоны. Жаль, что галерея не имеет камерного зала с роялем и светом (проект реконструкции лежит уже 12 лет). Это, конечно, не останавливает музыкантов, таких как «МАСМ» и «ГАМ-ансамбль» к нам приезжать — творческое общение превышает моральные и физические затраты. В галерее в эти дни — люди, встречи, хорошая живопись, классные лекции, все летают — всё летает. Я благодарен команде «Стерха» и лично Ларисе Николаевне Гуровой за поддержку композитора-администратора и, самое главное, за самоотверженную любовь к современному искусству, редкую на всех широтах.

— А как вас вообще занесло в Сургут и почему вы решили здесь остаться?
— В 1997 году уехал с семьей из депрессивного Кургана в Сургут, где были друзья. «Приехали на год, остались навсегда». Уехали, вроде, в глубинку, а мир оказался ближе — стали возможны поездки, новые контакты. Остались в Сургуте — появилась возможность работать в сфере культуры и содержать семью.

— Насколько важным вы считаете то, что делает галерея «Стерх»? Ведь, согласитесь, все эти выставки и фестивали довольно спорны и многих вводят в недоумение.
— Вводят в не меньшее недоумение зоопарковые выставки, без которых нам не поддержать остатки профессионального искусства и не привезти то лучшее, что сегодня имеем (благо, что художники культурных центров не жадные — дают еще для выставок свои работы бесплатно). У нас большинству есть куда пойти, а вот меньшинству… Комплимент недавно получили (от меньшинства): «А я думал, что ваш музей — обычный тухляк». Город стал замечать галерею как раз не по выставкам пейзажей и камней-самоцветов, а по пусть спорным, но зато интересным проектам программы «Рельефы цвета», которая, кстати, в ноябре будет снова. Если наши выставки многих вводят в недоумение, значит, многие к нам ходят.

Сергей Зятьков родился в Кургане в 1969 году. Окончил Уральскую консерваторию (класс композиции И.В. Забегина). В 1990-1992 гг. работал заведующим музыкальной частью Курганского областного драматического театра; в 2001-2003 гг. был руководителем ансамбля в Сургутском театре. С 1997-го преподает в Сургутском музыкальном колледже, с 2003-го работает в галерее современного искусства «Стерх». Участвовал в семинарах Международного фестиваля «Звуковые пути» (Санкт-Петербург) и В. Екимовского в Доме творчества композиторов «Руза» (2004 г., 2006 г.), летних курсах новой музыки в Дармштадте (Германия, 2010 г., 2012 г.). Член Союза композиторов России. Лауреат Международного конкурса композиторов в Йиглаве (Чехия, 2006 г.). Музыка Зятькова звучала в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сургуте, Кургане, Ростове-на-Дону, Риге, Лондоне. Среди исполнителей его сочинений — ансамбли «Студия новой музыки», «Романтик-квартет», «ГАМ-ансамбль», «МАСМ», Ф. Амиров (лауреат конкурса им. Чайковского), А. Загоринский (заслуженный артист России, солист Московской филармонии), симфонические оркестры Сургутской, Омской, Тамбовской, Новосибирской филармоний.

— В России огромное количество композиторов, о которых никто не знает и, наверное, не узнает. Как вы считаете, как эту ситуацию можно преломить?
— Узнают, если композитор сам себя ощущает композитором. Профессиональное сообщество вполне внимательно «отсматривает» новую музыку, но скупится на отзывы — на это времени уже не хватает. Да, кого-то из достойных авторов мы действительно и не узнаем, но от этого хуже не композитору, а слушателю — он не навестит планету, на которой дух и чувства могут освежиться. Что касается «преломить ситуацию», то проблема того, чтобы в обществе нормально функционировало искусство, — из числа глобальных. В нашей стране должна для этого быть совершенно другая атмосфера, которая и приведет к изменениям. Было у меня недавно странное впечатление. Стою я в сквере германского городка и не понимаю, почему люди (просто прохожие, всех возрастов) могут час (!) тихо стоять и просто погружаться в звуки, слушая уличные музыкальные перформансы. Откуда эта потребность? Как такое возможно? Это было прекрасно. Подобное, конечно, надо и можно сделать в нашем Кедровом логу. Этакое невидимое музицирование. Среду, в которой хотелось бы жить, можно и нужно создавать самим.

— Вообще, на ваш взгляд, в чем сложность сочинения современной музыки? Там же зачастую совершенно другие гармонии с какими-то невообразимыми то ли нотами, то ли формулами.
— На самом деле проблемы творчества и художника одни и те же и не зависят от форм фиксации. Просто сейчас экспериментаторы уделяют больше внимания связи музыки с медиа, а также работе не только с акустическими инструментами, но и с электронными. Еще, возможно, из-за простоты некоторых «актуальных» форм высказывания в современном искусстве более остро стоит проблема сохранения базового ремесла, которое всегда было универсальным и само по себе являлось искусством.

— Говорить о том, что «актуальная» сейчас музыка станет классикой лет через сто, уместно? Или она так и останется в своем времени?
— Прошло сто лет после «Черного (красного, белого) квадрата» и писсуара R.Mutt 1917 года, а оценки этих артефактов до сих пор очень разнятся у глубоких умов и профессионалов от искусства. Сто лет — уже не срок для истории. Конечно, отбор всегда работает, но слушать мы будем не только лучшие образцы. Плохо, если это происходит из-за отсутствия вкуса, и нормально, если при этом осуществляется самоидентификация с неизвестным рисунком неизвестного художника, а не обязательно шедевром обязательно гения. И из сора что-то важное может вырасти — Ахматова не даст соврать («Когда б вы знали, из какого сора, растут стихи…»). Правда, только если с сором работаешь, а не хаваешь, как пипл.

— Как вы думаете, стоит ли, например, в Сургутском музыкальном колледже открыть композиторское отделение?
— Лет 10-15 у меня были ученики по композиции в ДМШ, но их сейчас мало и становится все меньше. Я никогда не отказываю в консультации, если в ней нуждаются. Мышление в таком внутреннем деле всегда сложно без помощи извне. В целом спроса на обучение академической композиции в Сургуте не видно. Композиция официально не является профессией в России. Есть, правда, любительский интерес рокеров к творчеству, но контакты вряд ли будут нам взаимно интересны.

С 22 по 24 ноября в галерее современного искусства «Стерх» пройдет очередной фестиваль. Сургутян ждут рельефные картины из Санкт-Петербурга, персональная выставка художника, много лет учившего рисовать слепых людей — сам он большой мастер живописи, «ГАМ-ансамбль» из Москвы, премьера медиа-оперы Сергея Зятькова «Мусин треск», концерт тибетского пения (пять басов), курсы сказкотерапии и многое другое.

— К нам приезжал «ГАМ-ансамбль», да и вообще на фестивалях «Стерха» сургутяне наконец-то познакомились с «актуальной» современной музыкой. Почему бы не собрать коллектив единомышленников в Сургуте, создать ансамбль и заниматься популяризацией такой музыки? Могли бы и «очагом возгорания» стать?
— Говорить, что сургутяне познакомились с «актуальной» музыкой — значит несколько преувеличивать. Концертов было за три года — восемь, в зале 60 мест, публика не постоянна и иногда обманывается в своих ожиданиях. Оп! Культурная революция переносится на неопределенный срок. Что касается исполнения современной музыки, кроме деклараций очень одиноких единиц музыкантов дело пока не идет. Причин несколько. Во-первых, «хорошая» нагрузка на работе (в Таиланде, например, хочется позагорать). Во-вторых, как проникнуться такой музыкой в Сургуте, если даже, например, в питерской консерватории, по свежим данным, только процентов двадцать студентов-композиторов ее, «страшную», слушают и пытаются делать. Это, конечно, отнюдь не говорит о том, что горожане не имеют права услышать живую современную музыку (разного качества, да и как иначе отбор произойдет?) и своих сургутских композиторов. Кстати, хороший повод огласить имена современных классиков. Итак, после Шостаковича и Гаврилина имеем следующий канонизированный миром ряд: Лигети, Ксенакис, Лахенман, Сильвестров… Пора вешать портреты в музыкальных классах.

— Как вы относитесь к тому, что чистого жанра сейчас, по сути, нет? Везде смешение музыки. Даже в современной классике (если так можно выразиться) можно обнаружить нотки рока, джаза и т. д.
— Если смешение разрушает жанр (например, акционизм совсем заменяет технику игры в академическом жанре) — отношусь негативно, если обогащает (расширенные инструментальные техники в джазе) — да, движение есть.

— А вы сами на какой музыке выросли?
— Поначалу, скорее, зацепили тембры, чем осозналась музыка — орган и клавесин по радио. В музыкальном училище слушал одну классику, не без снобизма (но ходил на диспут в городской рок-клуб, смотрел с удовольствием выступления агитбригад), самостоятельно переслушал много западной и советской музыки ХХ века. С консерваторских лет общение и взаимообогащение заметно скорректировали кругозор. После фольклорной экспедиции по Уралу иначе стал слышать этно, после работы завмузом в курганском театре драмы все жанры стали хороши. Лет восемь назад рост продолжился — после композиторских семинаров в Рузе, интенсивного обмена партитурами в интернете. Это была снова учеба. И, конечно, без живых концертов в Германии (за два года прослушал их около восьмидесяти) сложно было бы получить более объективный взгляд на современные музыкальные процессы. Оглядываясь назад, вижу, что питали меня больше всего Веберн, Крам, Фелдман.

— С точки зрения любителя современного искусства, что бы вы изменили в нашем городе? Может, Сургуту нужны какие-то необычные скульптуры или уличный фестиваль, например?
— Вспомнилось. «ГАМ-ансамбль» играл на улицах в Нижнем Новгороде и в Новосибирске — актуальное искусство приходит к людям в дни фестивалей. Если говорить про город и музыкальную жизнь — «за всю Одессу» не скажу, но очень хочется, чтобы в городе были, наконец, концертные залы и не замученные педчасами, заполнением журналов и тому подобным музыканты, проявляющие творческую инициативу себе в радость.

— Мы в «Новом Городе» с различными деятелями современного искусства недавно рассуждали о том, является ли то, что сделали Pussy Riot, творческим актом. А вы как считаете? Как вы вообще относитесь к тому, что произошло. Наказание соразмерно их поступку?
— Мне ближе оценка их акта как проявления юродства (общественной функции, всегда необходимой на Руси), с чем согласны и сами Pussy Riot. Поначалу я воспринял их поступок как мелкое хулиганство, но после госпиара акции понял, что дело уже не в них, а в нарастающем расколе нашей страны. Это тревожно. Считаю, что после полугода несвободы еще срок — это, знаете, уже пахнет инквизицией.

И, как говорится, на любителя.

 28   2012   интервью   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика