Позднее Ctrl + ↑

Lena Anderssen «State of the Land» (2024)

Как-то не было случая написать про фарерско-канадскую певицу Лену Андерссен, но недавно в моей коллекции появилась её пластинка «State of the Land» — удивительный по своей красоте альбом 2024 года.

Это её шестая работа. «Eagle in the Sky» вышел семь лет назад, и, кажется, Лена просто копила вдохновение, чтобы нас удивить 11 потрясающими песнями. Впрочем, если посмотреть на дискографию певицы, становится понятно, что Андерссен не гонится за количеством, предпочитая выпускать пластинки редко, но метко: и «Eagle in the Sky», и два других её альбома — Can’t Erase It (2005), Let Your Scars Dance (2008) — становились альбомами года на Фарерских островах. Не удивлюсь, если и «State of the Land» как минимум попадёт в номинанты.

Любопытно, что, несмотря на очевидную популярность на Фарерах, я начал знакомиться с творчеством певицы не так давно. Причина простая — свои релизы Лена Андерссен на лейбле Tutl не выпускает и поэтому всё время умудрялась проскальзывать мимо моих радаров.

Кстати, интересный факт. К «State Of The Land» успел приложить руку при жизни Джефф Эмерик, культовый звукорежиссёр и музыкальный продюссер, наиболее известный по работе в студии над записями The Beatles («Revolver», «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», «The Beatles», «Abbey Road»). Поэтому совершенно не удивительно, что он так хорошо звучит.

Предыдущие пластинки мне ещё предстоит расслушать (хотя беглое знакомство уже впечатлило), а что касается «State of the Land», то с ним уже всё понятно. Ожидайте его в моих музыкальных итогах года.

Послушать «State of the Land»

Ladaniva «Ladaniva» (2023) / «Ladaniva (Postcards)» (2024)

В последнее время я редко хожу на концерты, но когда узнал, что в Ереване будет выступать группа Ladaniva, то сразу купил билет. Было это несколько месяцев назад, но до сих пор не отпускает. Хочется вам рассказать.

Ladaniva — это французко-армянский дуэт, который стал популярен после своего выступление на «Евровидении 2024» с песней «Jako». Не припомню ни одного музыканта, имя которого я на этом песенном конкурсе открыл для себя и слушаю до сих пор. Группа, названная в честь внедорожника Нива, меня зацепила настолько, что их дебютный альбом я переслушал уже бесчисленное количество раз.

Французский мультиинструменталист Луи Томас смог обрамить волшебной голос армянской певицы Жаклин Багдасарян заводной и одновременно утончённой музыкой, пропитанной балканским и армянским фолком и эстетикой малойя (один из музыкальных жанров заморского региона Франции Реюньона). Впрочем, на их альбоме есть место и русской народной музыке (песня «Тайга»), а также вполне себе поп-музыке с примесью регги («Не до сна»). Присутствие песен на русском языке в творчестве группы неудивительно — Жаклин провела детство в Минске. Впрочем, есть песни на французском и даже итальянском, но большая часть, конечно, на армянском.

Мне нравятся абсолютно все песни дуэта, но «Manoushak» просто сводит с ума. Запредельный по своей красоте трек.

P.S. Кстати, в 2024 году у группы вышла расширенная версия дебютного альбома с припиской «Postcards», на котором можно услышать ещё шесть замечательных песен.

Послушать «Ladaniva»
Послушать «Ladaniva» (Postcards)

Brimheim «Ratking» (2024)

Ещё одно новое для меня имя — Brimheim. Хелена Хайнесен Ребенсдорфф позаимствовала название для своего проекта у матери как дань фарерскому происхождению. Оно переводится как «Дом разбивающихся волн» и идеально подходит для музыки нашей сегодняшней героини.

На сайте Brimheim так и пишется: певица черпает вдохновение в красоте разбитого. Там также говорится, что её музыка сочетает лирическую хрупкость и бурные гитарные партии, словно волны, разбивающиеся о скалы.

Если пытаться найти ближайшие музыкальные ориентиры, то на ум, конечно, в первую очередь приходит Chelsea Wolfe, а также великолепная Надин Шах, выпустившая в этом году блестящий альбом «Filthy Underneath», о котором я всё никак не могу написать.

Дебютная работа Brimheim «can’t hate myself into a different shape» вышла в 2022 году и, как мне кажется, была более лиричной и уравновешенной. Чувствуется, что буря певицы ещё только начинала зреть. «Ratking» же мгновенно уносит с собой. Ты даже не успеваешь постоять на берегу и помочить ноги — сразу в омут с головой.

В «Ratking» Brimheim активно исследует внутренние противоречия, отражая это и в своей музыке: живые инструменты и электронные звуки словно соперничают между собой. Она углубляется в темы стыда и разочарования, связанные с навязанными гендерными ролями, раскрывая те аспекты своей личности, которые долгое время оставались скрытыми.

Песня «Dancing in the Rubble» удивляет необычной аранжировкой, вплетая в гитарный саунд с барабанами парящие духовые инструменты. Голос Brimheim очаровывает и окончательно влюбляет в себя в «Literally Everything», где певица демонстрирует умение справляться с низкими нотами. Застревает в голове (особенно в сочетании с клипом, снятым, как и «Literally Everything», режиссёром Хайриком оа Хейюном) «Into the Ooze». Нравится мне и «Brand New Woman» — практически танцевальный трек.

«Ratking» выглядит и звучит как альбом большого музыканта, каким, кажется, становится (или уже стала?) Brimheim. А её популярность, судя по прослушиваниям в Spotify и просмотрам на YouTube, будет только расти. Продолжу с любопытством наблюдать за её творчеством.

Послушать «Ratking»

Dania O. Tausen «gonguteigatúnatos» (2021) / Dania O. Tausen «ja/nei — og restin av vikuni» (2023)

Впервые я увидел Dania O. Tausen (Данию О. Таусен) на FMA 2020 года в составе группы Reality Bytes, где уже чувствовался весь её потенциал. Через год уроженка фарерской деревушки Тофтир выпустила свой первый сольный альбом «gonguteigatúnatos», что можно перевести с фарерского, как «пешие прогулки».

Этот винил зелёного цвета наполнен расслабляющей музыкой, которая помогает сфокусироваться на повседневности и понять, что в ней тоже есть место чудесам. Надо только приглядеться. Альбом появился в аккурат после выхода её высоко оценённой на Фарерских островах поэтической книги «Skál» («Тост») и документального фильма о тернистом пути сборника к печати.

К сожалению, осознать поэтический талант Дании я не могу, но охотно верю критикам на слово. Что касается музыки, то перед нами витиеватый инди-поп, впитавший в себя множество других разных жанров: от соула и фолка до джаза и лоу-фай. А если вспомнить, что наша сегодняшняя героиня хулиганит в Aggrasoppar, в котором эклектика — одна из ключевых составляющих, то остаётся только удивляться её разносторонности.

В прошлогодней, уже второй своей сольной работе «ja / nei — og restin av vikuni» Дания продолжает сотрудничать со своим двоюродным братом Benjamin Djurhuus, который выступает не только в роли мультиинструменталиста, но и саунд-продюсера (ничего не напоминает?). Впрочем, появляется и новое лицо — Ragnar Finsson (Horrse, Raske Drenge). Его голос можно услышать в первом же треке. А потом — в последнем.

Альбом посвящен погружению в обыденность (шоппинг, работа, путешествия) и исследованию того, как это приводит нас к более важным темам (от абсурдности реальности до токсичности в отношениях). Звучит он ещё более убедительнее и самобытнее, чем «gonguteigatúnatos», а это значит, что в будущем Дания ещё не раз нас удивит.

Послушать «gonguteigatúnatos»
Послушать «ja/nei — og restin av vikuni»

200: «Reyvheart» (2023) / «Reytt Pass» (2016) / «Stokkhólmssyndromið» (2013) / «Vendetta!» (2012) / «Viva La Republica» (2005)

В 2023 году панк-рок-группа с Фарерских островов с лаконичным названием 200 выпустила свой седьмой альбом. Это пятая пластинка коллектива в моей коллекции. Как и в предыдущих своих работах группа поднимает политические злободневные темы: от выхода Фарерских островов из состава Дании до расхищения природных ресурсов архипелага корпорациями, не забывая попутно задеть христианский фундаментализм и гомофобов.

Всё это она делает на фарерском языке, наглядно демонстрируя, что современная рок-музыка может звучат «сексуально» не только на английском. Именно, чтобы это доказать они и собрались в 1996 году, когда большинство музыкантов на Фарерских островах для текстов песен выбирали международный язык общения.

За эти почти 30 лет состав группы не менялся: Mikael Blak (бас-гитара), Uni Árting (барабаны) и Niels Arge Galán (гитара, вокал), окончательно закрепив за собой описание «In the Ghetto meets Motorhead as played by the Sex Pistols».

Последний альбом «Reyvheart» полностью соответствует выбранной концепции, озвучивая привычные для коллектива темы. Стиль группы легко узнаётся в «Skamband» и «Reyða tablett», но и появляется необычный для коллектива трек — мелодичный и чувственной «Leðurhúsið».

Из всех альбомов группы мне музыкально ближе всего «Reytt Pass» (тот который на красном виниле). В нём поднимаются вопросы национальной независимости и коррупции, а само название переводится с фарерского, как «Красный паспорт», намекая на то, что у жителей архипелага всегда есть возможность сменить свой красный датский паспорт на фарерский и стать не просто автономным регионом Дании, а независимой страной.

Послушать «Reyvheart»
Послушать «Reytt Pass»
Послушать «Stokkhólmssyndromið»
Послушать «Vendetta!»
Послушать «Viva La Republica»

Ранее Ctrl + ↓
Яндекс.Метрика