Лучшие альбомы 2015 года (с 20 по 11 место)

Традиционно подвожу музыкальные итоги года. Меня 2015-й не сильно порадовал, но я всё равно умудрился выбрать 20 пластинок, которые, на мой взгляд, можно назвать лучшими.

20. Noah Gundersen «Carry The Ghost»

Ной Гундерсен, записавший в 2014 году изумительную пластинку «Ledges», продолжает нас радовать. «Carry The Ghost» — это, по сути, логичное её продолжение. Ничего нового, если вы уже знакомы с творчеством Ноя, вы не услышите. Да и не надо. Гундерсен давно нашёл себя в музыке. Взяв за основу традиционный американский сонгврайтинг, который по умолчанию пропитан фолком, он не стал изобретать заново гитару. С таким не оригинальным подходом у музыканта полно шансов кануть в неизвестность, но что-то мне подсказывает — этого не произойдёт. Волшебные мелодии у Ноя вряд ли закончатся, и уже понятно, что проникновенный голос и откровенные песни обеспечат ему билет в музей истории музыки. Впрочем, немного дёгтя — предыдущая пластинка получилась более трепетной. В «Carry The Ghost» ощутимо не хватило эмоций. Поэтому и 20 место, а не первое, как в прошлом году.

19. Аффинаж «Русские песни»

Группа из Санкт-Петербурга «Аффинаж» альбомом «Русские песни» окончательно расставила все точки над «i». Первый полноформатник «Я и Мебиус едем в Шампань» и мини-альбом «Летаю/Расту» стали трамплином в нечто захватывающее дух. Сначала чрезмерная депрессивность заставляет недоумевать. Эм Калинин, кажется, наслушался волгоградского рок-барда Бранимира (знатного умельца нагонять жути). Это отчётливо слышно в песнях «Брать или нет?», «Лес», «Кошечки» и «Серьги». Если юркнуть «Волчком» в этот беспросветный мрак, глаза быстро привыкнут и ты начнёшь различать предметы и понимать, что, назвавшись «Аффинажем», музыканты не слукавили. От альбома к альбому группа получает «высокочистый благородный металл». Он радует взгляд и вселяет надежду в светлое будущее русской музыки. «Аффинаж» — это явление, которое в итоге заметят все. Талантливая поэзия, виртуозная музыка и шикарнейший вокал будет сложно долго прятать). Не ждите, пока группа выпустит такой альбом, который вы не переживёте. Вырабатывайте иммунитет.

18. My Morning Jacket «The Waterfall»

Кудесники из Америки после нео-психоделического с изрядной долей хард-рока альбома «Circuital» 2011 года на пластинке «The Waterfall» решили пойти в другую степь. Да, фирменная начинка My Morning Jacket никуда не делась, но слушаться всё стало более инди-фолково. Впрочем, разбираться в том, чем «пиджаки» 2015 года отличаются от «пиджаков», 2005 года — дело неблагодарное. Группа с самого создания была слишком эклектичной и намешивала в своей музыке столько всего, что можно сбиться, перечисляя. Да и надо ли? «The Waterfall» сложно назвать простым альбомом. Слишком много в нём создавалось в лучших традициях арт-рока, в котором простота хуже воровства. Однако, несмотря на витиеватость, слушается альбом легко, а ещё — любопытно. Иногда в My Morning Jacket можно расслышать отголоски великих (хотя, по большому счёту, сегодняшние герои уже сами великие). Например, в «In Its Infancy (The Waterfall)», несмотря на всю весёлость песни, слышится Pink Floyd. «Разглядывать» эти разноцветные непохожие друг на друга звуки, но выстраивающиеся в одну гармоничную картину в музыкальном калейдоскопе, конечно, может надоесть, но явно не очень скоро.

17. Björk «Vulnicura»

Каждый альбом госпожи Гвюдмюндсдоуттир мрачнее предыдущего, но на «Vulnicura» Бьорк превзошла себя. Окончательно умчавшись в абстрактные дали, она стала ещё менее доступна для понимая простым смертным. Причём настолько, что даже некоторые стойкие почитатели восприняли очередное творение крайне прохладно. Мне же лично альбом показался в духе «Vespertine» 2001 года. Разве что звучание новой пластинки гораздо навязчивее. Во многом эффект достигается за счёт свихнувшихся струнных, которые, прикинувшись лобзиками, словно выпиливают в твоей голове дырку, чтобы ничего не мешало голосу Бьорк в неё проникнуть. Слушать долго «Vulnicura» невозможно — в своих экспериментах исландская певица зашла на территорию современной академической музыки. Причём на самый бескомпромиссный её район, где мало думают о том, кто и как будет это слушать. К слову, спустя несколько месяцев, была выпущена акустическая версия альбома под названием «Vulnicura Strings». Помимо скрипок и виолончелей, на альбоме можно услышать уникальный инструмент viola organista — гибрид скрипки и арфы, придуманный Леонардо да Винчи и воссозданный в единственном экземпляре поляком Славомиром Зубжицким. Звучит всё это, конечно, как кромешный ад (причём, ещё больший, чем оригинал), но не лишённый очарования. И это особенно пугает. Кажется, если Бьорк захочет записать тишину, то, скорее всего, даже это у неё получится талантливо.

16. Alina Orlova «88»

Соседка из Литвы Алина Орлова альбомом «88» наделала много шума и собрал кучу неоднозначных отзывов. В этом нет ничего удивительного, потому что это не та Орлова, которую мы слушали до этого. На смену фортепианной музыке с теплым и ламповым саундом, пришла отстраненная и холодная электроника. Пианино, конечно, никуда не делось, но оно, как и голос, пропущено через кучу каких-то дрим-поповских фильтров с изрядной долей сна и неги. Ждали ли такого «подарка» от Орловой? Скорее всего, нет. Мне посчастливилось этим летом побывать на концерте певицы в Москве, и некоторые из слушателей явно были в легком недоумении. Алина яростно отнекивалась от старых хитов и вгоняла в легкий транс новыми песнями. Совершив, по сути, творческое самоубийство, певица из Литвы переродилась в нечто новое, но не утратила в таланте. Каждая из песен, будь то шикарная «Sailor», неожиданная «Day» или волшебная «Утром» на русском языке, тому яркое доказательство.

15. Katzenjammer «Rockland»

О норвежской группе из Осло Katzenjammer я узнал случайно, когда наткнулся на видеозапись концерта. Он бы настолько хорош, что, включив из любопытства на минуту, я досмотрел до конца. Четыре безумных барышни, каждая из которых не только бесконечно харизматична и хорошо поёт, но и умеет играть на двух-трёх-четырёх-пяти музыкальных инструментах, меня покорили. Перемешав в своём творчестве фолк, рок, поп, кантри, блюз, джаз, блюграсс и шансон, они создали чудеснейший музыкальный микс. Звучали на том концерте и песни из альбома «Rockland» — изобретательные, сочащиеся энергией, лучезарные и крайне талантливые. В отличие от предыдущих пластинок, новый альбом Katzenjammer не такой балаганный. Кабаре с шансоном в нём не так много, как на «A Kiss Before You Go» 2011 года. Рок-н-ролл на «Rockland», несмотря на название, не прёт из него со всех щелей. На нём как раз-таки больше кантри, блюграсса и очень качественной поп-музыки. Но это на самом деле даже хорошо. Постоянно сочинять плясовые и устраивать безостановочную клоунаду — это не очень честно.

14. Torres «Sprinter»

Американская певица Маккензи Скотт из Нэшвиля (штат Тенесси), скрывающая под псевдонимом Torres, записала в этом году мрачноватую пластинку «Sprinter», которая при внимательном прослушивании способна захватить в плен. Маккензи сравнивают с Пи-Джей Харви и не без основания. Сама Скотт своей симпатии к британской певице не скрывает, а напротив даже выпячивает — новый альбом, например, записан с участием Роба Эллиса, который с Харви на короткой ноге. Да и сама трагичность и тревожность атмосферы, созданная на «Sprinter», разительно напоминает Пи-Джей. Впрочем, Torres, всё-таки, сама себе на уме. Заглавным треком «Strange Hellos», в котором, как ни странно, можно обнаружить отсылки к Muse, певице удаётся переплюнуть ещё одну любительницу вывалить на нас, да ещё и с надрывом в голосе, всю печаль, которая её гложет — Мег Майерс. Правда, сравнение, не в пользу последний — Torres звучит цельнее и честнее. Что самое удивительное, несмотря на весь тлен, который Маккензи нагоняет, её хочется переслушивать с улыбкой на лице. Чистейший голос (иногда почти кристальный) и невероятно красивая мелодика могут освятить любой мрак. Помимо «Strange Hellos» очень хороши песни «Son, You Are No Island» и «The Exchange» (восемь минут проходят на одном дыхании).

13. FKA twigs «M3LL155X»

Талия Дебретт Барнетт продолжает нелёгкое дело — соединять безумие с музыкой. Причём в отличие от той же Бьорк образца 2015 года у FKA twigs это получается гораздо убедительнее. Несмотря на всю странность, ломанность ритмов и нарочитую сложность аранжировок, очередным мини-альбомом певица доказывает — баланс найти можно. Её творчество не заставляет напрягаться и морщиться от каких-то диких звуков. Музыка Талии качает, под неё хочется танцевать и даже подпевать — благо Барнетт не чуждо слово «мелодия». Кстати, EP можно не только послушать, но и посмотреть (тем более, что делать это крайне приятно). Четыре трека из пяти (кроме «Mothercreep») визуализированы в видеоклипе (хотя правильнее, наверное, сказать ­— мини-фильме) «M3LL155X».

12. Theodor Bastard «Vetvi»

Группа из Санкт-Петербурга Theodor Bastard  успешно смешивает с 1996 года трип-хоп, эмбиент, неофолк и дарквэйв. Вслед за победоносным возвращением после долгого молчания Инны Желанной (если вы до сих пор не слушали «Изворот», то пора это сделать), Theodor Bastard выпустил в этом году эталонный альбом «Vetvi». У нас вообще, как мне кажется, всё хорошо с фолк-музыкой. Переосмысливать «традицию» получается не только у Желанной и группы Александра Старостина. Неизменно радует «Ива Нова» и Анна Пингина. Даже Пелагея, несмотря на некоторую «попсовость», делает это мастерски. Однако Theodor Bastard — другая история. Они, если хотите, фундаментальны и убедительнее всех. По сути, питерская группа — это русский Dead Can Dance. Причем, не подделка, а конкурентоспособный продукт. Древнерусская тоска высшего качества. «Vetvi» — законченное произведение и, на мой взгляд, самая ровная и убедительная работа коллектива.

11. Marius Ziska «Home»

Послушать альбом на Яндекс.Музыке.

Одно из главных действующих лиц на современной музыкальной сцене Фарерских островов —  группа Marius Ziska, как и Айвёр (кстати, в песне «Shades» фарерский музыкант спел с ней дуэтом) одним из первых ознаменовал открытие нового творческого сезона на архипелаге. Альбом «Recreation» 2013 года мне настолько сильно понравился, что от «Home» я ждал чего-то запредельного. Нельзя сказать, что ожидания оправдались, но новая пластинка группы от этого не стала хуже. Да, жанрово Ханс Мариус Зиска сконцентрировался на балладах, большинство  из которых можно включать детям вместо колыбельных песен, но, как и на предыдущей пластинке от завораживающей мелодичности некуда деться. Причём хороша не только «Going Home». Каждая композиция этого двуязычного альбома (вас ждет четыре песни, спетые на английском языке и четыре — на фарерском) заслуживает внимания. Чего только стоит витиеватая «Aftur Á Jørðina» с проникновенным соло на гитаре и следующая за ним «Tokan». Ханс Мариус удивителен. Он в очередной записал с музыкантами не просто альбом, а самую настоящую сказку. Быть может, на фоне «Recreation» она кажется более сдержанной: в ней не так много героев, постоянно попадающих в различные приключения, но она заставляет задуматься. Возвращаться домой под такую красивую музыку намного приятней.

 6   2016   итоги   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика