Джаз и не только

Уверен, новость о том, что на Фарерских островах есть ассоциация композиторов вас уже не удивит (особенно если вы постоянно читаете мой блог). Не удивит вас и то, что у маленькой, но очень гордой страны есть даже свой симфонический оркестр. Однако лично я, хоть уже довольно много узнал о музыке Фарер, всё равно продолжаю поражаться. Мне до сих пор кажется чем-то совершенно запредельным концентрация творческих личностей на этом клочке суши в Атлантическом океане. Вот вам очередная порция моего удивления в количестве пяти штук.

Kári Bæk «Afturundirgerð (Cross-Current)» (Tutl, 2005)

Серьёзный коллектив из 11 человек под названием Aldubáran исполняет музыку фарерского композитора Коари Бэка (Kári Bæk). Несмотря на статус «здесь и сейчас», его творчество не идёт на поводу у современности, заставляющей сочинителей музыки быть актуальными и придумывать что-нибудь этакое. Перед нами, скорее, игра в классику. Впрочем, справедливости ради, слушать «Afturundirgerð (Cross-Current)» очень сложно. Простота у Бэка не в чести. Из семи произведений на пластинке только «March» (кстати, совершенно потрясающая увертюра с пульсирующим нервом) и «Elegy» не пугают своей безнадёжностью и не проверяют на прочность нервы скрипичными соло. Впрочем, кто сказал, что академическая музыка должна быть простой?

Dávur Juul Magnussen «Cesurae» (Tutl, 2014)

Тромбонист Доавур Йууль Магнуссен (Dávur Juul Magnussen) вместе с музыкантами-единомышленниками отправился, прихватив звукорежиссёра Йоунаса Блока Даниэльсена (Jónas Bloch Danielsen), записывать альбом в грот. Идея, как и её реализация, потрясающая. 13 композиций (среди которых, кстати, произведения Петра Чайковского и английского композитора Генри Пёрселла) — это как 13 мантр, которые способны довести тебя до нирваны. Конечно, сам «материал» пластинки, на мой взгляд, и без грота невероятно любопытен. Однако именно под шум океана, отражаясь от камней эхом, тромбоны и трубы наполняют пространство вокруг ещё более мистическим звуком. «Cesurae» — этот уникальный пример того, как академическая музыка может звучать актуально безо всяких авангардных ухищрений и расширенных техник. А ещё, пожалуй, естественнее, чем в зале филармонии.

Alda Magna «Alda Magna» (Tutl, 2014)

Проект Alda Magna композицией «Små Men Mange», открывающей альбом, наводит на ложный след. Кажется, что ты начинает слушать этакий синтез (причём, весьма удачный) академической музыки и джаза. Однако аллюзии с чем-то заумным и заунывным довольно быстро рассеиваются. Уже при прослушивании «Hypnomelodisk Kædedans» становится окончательно понятно, что перед нами, скорее, фьюжн в духе уже знакомой нам группы Yggdrasil. Только заигрывает главное действующее лицо и автор большинства композиций — пианист Ким Кристенсен (Kim Kristensen) не с этно-музыкой, а больше с разными стилями джаза (благо выразительных средств в нём более чем предостаточно). Основное настроение пластинки весьма размеренное и лиричное. Однако иногда музыка (взять, например, «Changing Winds») катится с горы, словно камень. Конечно, Кристенсен, гитарист Лайвур Томсен (Leivur Thomsen), бас-гитарист Бьяшчи Майтиль (Bjarki Meitil) и барабанщик Регви А Регву (Rógvi Á Rógvu) быстро подхватывают её и снова возвращаются в своё спокойное состояние, но именно в эти моменты неконтролируемого музицирования слушать Alda Magna нравится ещё больше. Хотя, казалось бы, куда уже.

Arnold Ludvig Sextet «Voyages» (Tutl, 2013)

Для композитора Арнолда Лудвига (Arnold Ludvig) этот альбом стал своего рода саундтреком к его путешествию с Фарерских островов в Копенгаген. С детства он мечтал о том, как отправиться в столицу Дании и, как ни странно, его мечта материализовалась не только в реальный вояж, но и сугубо датскую пластинку, в которой практически нет ничего фарерского. Даже музыканты преимущественно датчане. Однако, никаких откровений от пластинки ждать не стоит. Это просто очень хорошая и мастерски сыгранная работа, в которой крайне много баса (не удивительно, ведь на нём как раз играет Лудвиг) и чуть поменьше, но тоже много, сочной флейты и убедительного саксофона. Впрочем, несмотря на все достоинства, композиции на альбоме «Voyages» кажутся настолько приторными, что их бы не помешало совсем немного разбавить. Например, чем-то фарерским или просто «кисленьким».

Magnus «Magnus» (Tutl, 2010)

Альбом Магнуса Йоханессена (Magnus Johannessen) на первый взгляд весьма схож по настроению с пластинкой Арнолда Лудвига. Но, слушая «Amanda’s Tango» (пожалуй, самая неожиданная композиция на альбоме) становится понятно, что это именно та «кислинка», которой не хватает «Voyages». Здесь нет место помпезности. Это очень личная и невероятно трогательная работа с воздушными и пронзительными фортепианными партиями («ECM Klokka») и шикарными духовыми («Skýming» и Mjørkin). Как ни странно, грустить у Магнуса получается более музыкально привлекательно. Меланхолия ему к лицу. «Magnus» — это отличный саундтрек к прогулке по осенним (а ещё лучше зимним) Фарерским островам (впрочем, в любом другом месте на Земле, думаю, будет примерно такой же эффект). Под такую разнонастроенческую музыку хорошо ностальгировать, вспоминая ушедшее прошлое со всеми его радостями и печалью.

Дальше
Яндекс.Метрика