Сияй, сумасшедшее дерево!

Чтобы убедиться в многогранности таланта Кристиана Блака иногда достаточно взять и послушать хотя бы одну его пластинку. Конечно, он настолько мастерски жонглирует стилями, что метаморфозы его музыки можно заметить не сразу. Однако при вдумчивом восприятии его творчества вы можете начать слушать альбом с академической музыки, а закончить под улюлюканье маэстро (вот, например, пишу я эти строки под  хулиганскую зарисовку «Risin Og Kellingin» из сюиты Блака «Drangar») и утробные звуки духовых инструментов.

Чтобы в полной мере ощутить всю эклектичность творчества Блака я решил провести эксперимент и послушать практически в режиме нон-стоп пять альбомов группы Yggdrasil. Выбраны они были по принципу: «Что есть, про то и напишу», поэтому ниже вам предстоит прочитать моё мнение об альбомах «Drangar & Concerto Grotto» (1995 — не уверен, что год выпуска именно этот, потому что информация везде разная), «Yggdrasil» (2002), «Risastova» (2006), «Travelling» (2011) и «Grót & Vatn» (2012).

Kristian Blak & Yggdrasil «Drangar & Concerto Grotto» (Tutl, 1995)

«Drangar & Concerto Grotto», как ни странно, в полной мере иллюстрирует сказанные выше слова. Альбом, состоящий из двух сюит Кристиана Блака («Drangar» и «Concerto Grotto») — это чудеснейший гибрид академической современной музыки, этакого этнического авангарда (за весь психодел на пластинке отвечают многочисленные перкуссии, улюлюканья голосом и духовые инструменты с «расширенной» техникой игры на них) и, конечно, джаза. Впрочем, его на самом деле на пластинке не так уж и много. Если сюита «Drangar» (записана в Nordic House города Торсхавна в 1995 году) и начинается с такого расслабленного джазового номера, то совсем скоро музыкальное действо выходит за пределы обозначенного жанра. Ей в нём одном тесно. Как и второй сюите на пластинке «Concerto Grotto» (1984 года «рождения»), иногда полностью переходящей на территорию академической музыки. В музыке Кристиана Блака находится место всему: она может быть пронзительна до дрожи, а может просто веселить. Слушая же эти два произведения, мастерски исполненные группой Yggdrasil (понятие, скорее обобщающее, так как за время существования коллектива в нём, наверное, переиграла половина музыкантов Фарерских островов), можно прожить, хоть маленькую (длинной чуть больше часа), но жизнь. Красивую и наполненную сюрпризами.

Kristian Blak & Yggdrasil «Yggdrasil» (Tutl, 2002)

Тем, кто переслушал вдоль и поперёк все альбомы фарерской певицы Айвёр Полсдоттир (Eivør Pálsdóttir), пластинка «Yggdrasil» 2002 года может стать настоящим откровением. Дело в том, что практически на всех композициях (а их 12), вы сможете услышать её чарующий голос. Факт присутствия Айвёр, как изюм в булочке. Вроде и без того вкусно, но с ним ещё вкуснее. Большая часть произведений на альбоме — это переосмысление Кристианом Блаком (преимущественно им) традиционной фарерской музыки в джазовом ключе. Как и на «Drangar & Concerto Grotto» в записи пластинки принимали участие саксофонист Торе Брунборг (Tore Brunborg), великолепный флейтист (ах, как чудесно он владеет «расширенной» техникой) Андерс Хагберг (Anders Hagberg), басист Андерс Джомин (Anders Jormin) и, конечно, сам Кристиан Блак, пианист и композитор. За ударными оказался Брандур Якобсон (Brandur Jacobson), который несколькими годами ранее засветился на дебютном альбоме Айвёр. Очень созвучном, кстати, данной записи. «Yggdrasil», безусловно, можно считать ещё одной гранью алмаза композиторского таланта Блака. Подавляющее большинство работ маэстро инструментальны по своей природе, но здесь перед нами хоть и не поэт (все слова к песням народные или других авторов), но песенник. Лиричный, тонко чувствующий, как должен звучать голос (Айвёр тут слушается более мощно, чем на своей первой пластинке) и умеющий создавать изумительную по своей красоте, ажурную и витиеватую (но без переборов) музыку.

Kristian Blak & Yggdrasil «Risastova» (Tutl, 2006)

«Risastova» — это ещё одно переосмысление традиционной фарерской музыки. Только чтобы достичь цели Кристиан Блак зовёт на помощь не только джаз, но и рок-музыку. В этом мастерском кроссовере принял участие другой именитый фарерский певец и музыкант — Кари Сверриссон (Kári Sverrisson). Правда в отличие от Айвёр Кари не ограничился вокалом, а стал полноправным автором пластинки, наравне с Блаком написав и придумав аранжировки к «Risastova». Тексты, как и на альбом с Айвёр в большинстве случаев народные. Общее настроение работы, пожалуй, весьма мрачновато. Во многом благодаря напористому вокалу Сверриссона и тревожному саксофону Виллу Вески (Villu Veski). Кстати, «Risastova» можно смело разбить на две части. После индустриальной нойз-зарисовки «Grótljód» (напомнила небезызвестную группу Orka) Кари уходит в тень, уступая место старой доброй группе Yggdrasil и ещё одной инструментальной сюите Кристиана «Vágatunnilin». Здесь правит балом мистер Блак и уже знакомая нам по моей рецензии на альбом «Dímun» скрипачка Ангелика Нильсен (Angelika Nielsen). Впрочем, здесь тоже не обходится без сюрпризов. Блак вплетает в узоры своей музыки электрогитару и совершенно чудесно бормочет, шепчет, воет и поёт в  запредельно гениальной композиции «Eg Havi Verið Níðrid» (блюз экстра-класса). Слушая её, так хочется воскликнуть: «Кристиан Блак, пой нам ещё!». Вторая часть настолько отличается от первой, что их без зазрения совести можно разделить на два отдельных альбома. Впрочем, зачем. Это ведь ещё одно доказательство того, что талант Кристиана Блака воистину многогранен.

Kristian Blak & Yggdrasil «Travelling» (Tutl, 2011)

Что меня ещё подкупает в музыке Кристиана Блака? Её концептуальность. Вот, например, альбом «Travelling» мог бы быть просто альбомом, но нет — это настоящее путешествие. Причём даже больше не в пространстве, а во времени. Каждый эпизод сюиты не просто музыка, а истории. Зачастую они мифические и мистические (что не удивительно для проекта с таким названием). Если же абстрагироваться от всего великолепия образов, которыми снабжает нас в аннотации к диску его создатели (шаманов, лошадей, океана и  т.д.), то перед нами относительно типичная работа Yggdrasil c уже знакомыми нам по предыдущим альбомам музыкантами: Андерсом Хагбергом, Ангеликой Нильсен, гитарист Хейин Зиска Давидсен (Heðin Ziska Davidsen) и, конечно, Микаелем Блаком (Mikael Blak). Приятно радует (лично меня) и то, что альбом записан на Bloch Studio моим чудесным другом с рыжей бородой Йоунас Блок Даниэльсен (Jónas Bloch Danielsen). Может быть, это внушение, но его саунд-инженерские работы я, кажется, чувствую уже на подсознательном уровне. Отдельное спасибо Кристиану Блаку и всем причастным за появление на пластинке чёрного лебедя в «Swan» и ремастированную запись 1906 года с традиционной песней гренландских эскимосов в сюите «Qajaq». Они ещё больше усиливают эффект волшебства.

Kristian Blak & Yggdrasil «Grót & Vatn» (Tutl, 2012)

Совместная идея композиторов Кристиана Блака и Рикарда Нанса (Richard Nunns) вылилась в, пожалуй, одну из самых «первобытных» пластинок Yggdrasil. Она не только самая экспериментальная (народные инструменты коренных жителей Новой Зеландии маори и шумовые вкрапления неживого происхождения делают своё дело), но и, пожалуй, самая импровизационная. Кажется, что именно поэтому в авторах музыки к этому альбому указаны все музыканты, которые на нём играли: Кристиан Блак, Андерс Хагберг, Рикард Нанс, Хейин Зиска Давидсен и Микаель Блак. Каждый из них, безусловно, вложил свою лепту. От того и слушается эти девять пьес на одном дыхании. Кстати, издание включает в себя и второй диск. Это DVD с объемной версией «Grót & Vatn». Послушать пока не довелось, но, уверен, что в таком формате звуки «Камней и воды» смогут ещё больше свести с ума.

Yggdrasil — это по-настоящему удивительный проект. «Древо жизни» жадно впитывает в себя всю окружающую музыку (в их творчестве можно найти всё, начиная от джаза и заканчивая роком), питается силами природы и вдохновляется народной (особенно скандинавских стран) музыкой, а после приносит плоды — великолепные, непохожие друг на друга пластинки. И, если вы хотите начать знакомство с фарерской музыкой, то творчество Кристиана Блака и компании — это, пожалуй, лучший выбор. Тем более, что коллектив не замыкается в себе и приглашает посидеть на своих ветвях многих видных музыкантов Фарерских островов.

Дальше
Яндекс.Метрика