Сегодня «В плеере»: Kira Lao, «Аффинаж», «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки», Theodor Bastard и Alina Orlova

Год стремительно близится к своему логическому завершению, а российская и ей «сочувствующая» музыкальная сцена ничем особенным не удивила. Разве что победоносно вернулась 5’nizza с многообещающим синглом (надеемся, это не лебединая песня), Вячеслав Бутусов попытался записать с «Ю-Питером» неплохой альбом, и у него почти получилось, а «Кровосток», хоть и попал в немилость властей, порадовал очередным маргинальным шедевром «Ломбард». Я провожу промежуточные итоги и рассказываю про пять заметных русских пластинок 2015 года.

Kira Lao «Вода»

Группа из Великого Новгорода Kira Lao в начале своего творческого пути представляла из себя гремучую смесь из виолончели, гуслей, бит-бокса, гитары, фортепиано и пронзительного, порой почти причитающего и плачущего голоса Киры Зининой. В каком-то смысле это был такой Portishead в лаптях. После шикарного дебютного альбома группа выпустила два EP, два года молчала и в 2015 вернулась полностью переформатированная. Изменения при всем уважении к Kira Lao 1.0 пошли коллективу на пользу. По большому счету, альбом «Вода» — это уже совсем другая история: никакой фолктроники. Kira Lao 2.0 стала заметно легче (вместо семи человек теперь четыре), а звук — жестче. Перед нами серьезная гитарная музыка с легким налетом психодела (трехчастная «Дорога» самое яркое тому доказательство) и пост-панка. Слабых номеров на пластинке нет, но помимо вышеуказанной «Дороги» особенно удалась игривая «Она говорит» и умопомрачительный кавер на песню Сергея Курехина «Сурок», который, простите за громкие слова, звучит гораздо интереснее, чем оригинал. Впрочем, без песен «Пой» и «Вода» — эта пластинка тоже бы много потеряла. Что будет дальше с Kira Lao, безумно интересно узнать. Уверен, что их «Вода» окончательно сточила камень и следующий альбом будет еще лучше.

Аффинаж «Русские песни»

Группа из Санкт-Петербурга «Аффинаж» альбомом «Русские песни» окончательно расставила все точки над «i». Первый полноформатник «Я и Мебиус едем в Шампань», мини-альбом «Летаю/Расту» стали своего рода трамплином в нечто совершенно захватывающее дух. Сначала чрезмерная депрессивность заставляет недоумевать. Эм Калинин довольно сильно «подсел» на творчество волгоградского рок-барда Бранимира (знатного умельца нагонять жути), и это отчетливо слышно в песнях «Брать или нет?», «Лес», «Кошечки» и «Серьги». Однако, если сделать над собой усилие и юркнуть «Волчком» в этот беспросветный мрак, глаза быстро привыкнут и ты начнешь различать предметы и понимать, что, назвавшись «Аффинажем», музыканты не слукавили. От альбома к альбому группа получает «высокочистый благородный металл», который не просто радует взгляд, но и вселяет надежду на светлое будущее русской музыки. «Аффинаж» — это явление, которое совершенно точно не пройдет незамеченным (безукоризненные тексты, великолепная музыка и шикарнейший вокал этого не позволят). Достанется каждому. Не ждите, пока группа выпустит такой альбом, который вы не сможете пережить. Вырабатывайте иммунитет.

Краснознаменная дивизия имени моей бабушки «Кики»

«Краснознаменная дивизия моей бабушки» — это не просто группа, а настоящий праздник. Сказочный оркестрик из 13 человек, базирующийся в Москве, играет настолько чужеродную для российской ментальности музыку, что сначала даже становится неловко. Так случилось, что вся современная музыкальная сцена России в своем подавляющем большинстве получается хорошей, только если она придумана в состоянии депрессии или каких-то схожих чувств. Это как с кино. Если в нашей стране вышло хорошее кино, то это «Левиафан». Хороший добрый фильм — непозволительная роскошь: после «Питер FM» я ничего такого не припоминаю. Впрочем, мы отвлеклись. Интеллигентно радоваться жизни у нас не получается. В основном выходит вычурно (по-хипстерски) или на грани между добром и злом, когда шутки настолько резкие, что перестают ими быть в принципе. У ребят выходит быть смешными, умными и, что еще немаловажно, — играть тонкую, практически ажурную музыку, под которую хочется танцевать. Каждая их песня — это захватывающая история, рассказанная с воодушевлением и невероятным талантом. Главное не подпускайте часто к микрофону мужчин.

Theodor Bastard «Vetvi»

Ещё один замечательный коллектив из Санкт-Петербурга — старейшая и почитаемая группа Theodor Bastard, с 1996 году успешно смешивающая трип-хоп, эмбиент, неофолк и дарквэйв. Вслед за победоносным возвращением после долгого молчания Инны Желанной (если вы до сих пор не слушали её «Изворот», то пора это сделать) Theodor Bastard выпустил в этом году свой эталонный альбом «Vetvi». У нас вообще, на мой взгляд, все хорошо с фолк-музыкой. Переосмысливать «традицию» получается не только у Желанной и группы Александра Старостина. Неизменно радует «Ива Нова», очень хороша Анна Пингина. Даже Пелагея, несмотря на некоторую «попсовость», делает это мастерски. Однако Theodor Bastard — это совсем другая история. Они, если хотите, фундаментальны и убедительнее всех. По сути, питерская группа — это русский Dead Can Dance. Причем, не какая-то подделка, а вполне себе конкурентоспособный продукт. Древнерусская тоска высшего качества. «Vetvi» — законченное произведение и, на мой взгляд, самая ровная и убедительная работа коллектива.

Alina Orlova «88»

Алина Орлова — наша соседка из Литвы и, конечно, находится, с одной стороны, в этой подборке на птичьих правах. Однако, справедливости ради, она всегда была «нашей» и любят ее, определенно, в России больше, чем в родной стране (минусните меня в комментарии, если я не прав). Альбом «88» наделал много шума и собрал кучу прямо противоположных отзывов. В этом нет ничего удивительного, потому что это не та Орлова, которую мы слушали до этого. На смену фортепианной музыке с ее теплым и ламповым саундом, пришла отстраненная и холодная электроника. По большому счету, пианино, конечно, никуда не делось, но оно, как и голос, пропущено через кучу каких-то совершенно дрим-поповских фильтров с изрядной долей сна и неги. Ждали ли такого «подарка» от Орловой? Скорее всего, нет. Мне посчастливилось этим летом побывать на ее концерте в Москве, и часть слушателей явно были в легком недоумении. Алина яростно отнекивалась от старых хитов и вгоняла в легкий транс новыми песнями. Совершив своего рода творческое самоубийство, певица из Литвы переродилась в нечто принципиальное новое, но не утратила в таланте. Каждая из песен, будь то шикарная «Sailor», неожиданная «Day» или волшебная «Утром» на русском языке, тому яркое доказательство.

 7   2015   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика