Лучшие альбомы 2014 года (с 20 по 11 место)

20. Guðrið Hansdóttir «Taking Ship»

На «Taking Ship» окончательно понимаешь, что фарерская певица Гури Хансдоттир обладает пробирающим до мурашек голосом и огромным количеством прекрасных мелодий на кончиках пальцев. Чтобы в этом убедиться, достаточно послушать «You Blossom Like A Flower». Однако, на мой взгляд, этот альбом может стать переломным в творчестве Гури. Чрезмерное заигрывание с синтезированным звуком (во всём виноват Янус Расмуссен) очень Хансдоттир не идёт. Например, совершенно чудесные «From Those Blue Eyes» и «Taking Ship» с аранжировкой в духе аля-Byrta — это не то, что ждёшь от певицы. Благо, из семи песен четыре — это прежняя Гури. «You Have Diamonds» и «I Had In Mind To Stay» волшебны, как и «You Blossom Like A Flower». Я уже не говорю про чудесный «Epilogue».

19. Хроноп «Сейсчастье»

С первых звуков новая пластинка последнего романтика на Земле Вадима Демидова гипнотизирует. Если «Сезон лирохвоста» 2012 года вводил в транс постепенно: от песни к песне, то «Сейчастье» не деликатничает. Уже с первого трека «Те, что хранят огонь» вас как будто уже нет в это мире: вы тонете в озере, обжигаетесь о крапиву, добавляете ежа в Facebook. В общем, делаете всё то, что вас заставляет волшебные песни нижегородской группы «Хроноп». Нет никаких сомнений, что Вадиму Демидову в очередной раз удалось совершить чудо. Каждая пластинка, которую записывает группа с 2006 года (после десятилетнего затишья) — это глоток свежего воздуха. Жаль только, что «Хроноп» такой один. Современной русской рок-музыке очень не хватает искренности, стихов (а не текстов) и света.

18. Lana Del Rey «Ultraviolence»

Почти год я подбирался к пластинке «Ultraviolence», которая сначала показалась мне по сравнению с дебютным альбомом Ланы Дел Рей полным провалом. Однако вода камень точит. При очень внимательном прослушивании томный и интимный инди-поп аля Лана, конечно, никуда не испарился, но стало понятно, что его ещё рано певицу хоронить. Да, «Ultraviolence» не такой помпезный, как «Born To Die», Лана всё меньше поёт и больше шепчет, но хороших песен на нём тоже предостаточно.

17. Ginman / Eivør «The Color Of Dark»

То, что Айвёр Полсдоттир что-то затевает с Леннартом Гинманом стало понятно тогда, когда в YouTube появились видео в черно-белых тонах, где фарерская прелесть, облачённая в смокинг, выдавала с датским музыкантом и его командой этакий готический кантри-джаз. Впрочем, сами музыканты называют свой стиль «невозделанные земли между авангардом и поп-музыкой». Тогда уже было понятно, что из этой затеи обязательно получится что-то стоящее. Получилось! Непримечательных оттенков на альбоме Гинмана и Айвёр нет. Звучит он весьма ровно, хотя есть и более яркие номера: мелодичная до невозможности «The Sinner Or The Saint», «Gloomy Sunday», в которой Айвёр демонстрирует всю мощь своего голоса, мистически-психоделическая «The Ship» и мелонхоличная «Inside».

16. Jesca Hoop «Undress»

В этом году одной из самых приятной находок для меня стала американская сингер-сонграйтерша Джеска Хоуп. Первый свой альбом она выпустила в 2007 году. «Undress» уже пятый лонгплей (хоть и состоящий почти полностью из старых песен на новый лад). На первый взгляд, музыка, которая на нём звучит — безделушка. Необязательное акустическое трубадурство. Однако умение сочинять чудесные песни и прекрасный голос выделяют Джеску из общего списка. Ни одной посредственной песни (особенно хороша «The Kingdom»). Бывшая няня детей Тома Уэйтса (ничего себе фактик) совершенно точно стоит внимания ваших ушей.

15. Инна Желанная «Изворот»

Инна Желанная записала свою новую пластинку «Изворот» у всех на глазах (благодаря краудфандингу на Planeta.ru). Альбом получился внушительный: 19 песен отборного синтеза народной песни и бескомпромиссного электронного психоделик-транса. Музыканты, которые с 2007 года творят с Желанной (басист Сергей Калачев, саксофонист, трубач Олег Маряхин и барабанщик Дмитрий Фролов) идеально подходят для того, чтобы «перевернуть воспитанное с годами представление о народной песне как о чем-то устаревшем, нафталиново-древнем, музейном». Московская певица всегда лучше всех стряхивала пыль с этнической музыки, но, пожалуй, именно сейчас (с «Farlanders», «Альянсом» и «Малярией» она только разминалась) Желанная раз и навсегда всем доказала, что народная музыка может быть ультрасовременной.

14. Damon Albarn «Everyday Robots»

Деймон Албарн плевать хотел на всех, кто ждёт нового альбома Blur. Очередное доказательство — его сольный альбом «Everyday Robots», который больше близок к творчеству Gorillaz, чем великой брит-поп группе и другим проектам музыканта. Надо отдать должное Албарну, он не лезет из кожи вон, чтобы нам понравится. Так, например, в 2012 году он записал и выпустил свою оперу (да, вы не ослышались) «Dr Dee», а после с радостью пустился во все этнические тяжкие с волшебным дуэтом «Amadou & Mariam». «Everyday Robots» сложно назвать чем-то из ряда вон выходящим. Это очень милая, временами даже инфантильная пластинка, с необычным саундом, ажурными аранжировками и чудесными песнями. Уж что-что, а в умении сочинять хорошие песни Албарну не занимать. Слушая этот альбом, вообще очень сложно представить, что Blur когда-нибудь возродиться. Слишком другим стал за эти годы Деймон. Да и стоит ли заниматься некромантией?

13. БГ «Соль»

Удивительно, но факт. Борис Гребенщиков, кажется, обнулил счёт и начал игру заново. Немного поистрепавшись на нескольких последних альбомах «Аквариума», гуру русского рока вернулся во всём своём сияющем великолепии. «Соль» — это десять отборных песен, в которых Борис Борисович, хоть и не смог избежать самоцитирования, но сделал это изящно. Изящно настолько, насколько это вообще возможно. Для меня, чтобы не выдавал Гребенщиков (будь то очередной успокаивающий душу подкаст «Аэростата» или новый сингл «Аквариума») — это уже событие. Даже на вопросы интервью Борис Борисович отвечает так, как будто читает исповедь. «Соль» же побила все рекорды. Послушав альбом, словно излечиваешься. Кажется, ничего более убедительного в русском роке не выходило уже очень давно. Кстати, ещё один комплимент Гребенщикову. На его третьем (представьте себе) сольном альбоме играют Пол Стейси (Oasis), Мел Коллинз (King Crimson), Иэн Андерсон (Jethro Tull) и другие потрясающие музыканты. Любой бы все уши прожужжал о том, что до его альбома снизошли такие «глыбы», но Борис Борисович даже и бровью не повёл.

12. Fire! Orchestra «Enter!»

Вместе с 28 музыкантами скандинавской джазовой сцены трио Fire! (Mats Gustafsson, Johan Berthling, Andreas Werliin) записали уже второй свой альбом. Первый назывался «Exit!», а крайний (надеюсь, не последний) — «Enter!». Без всяких преувеличений стоит сказать, что проект главного зачинщика всего этого безумия — саксофониста Матса Густафссона грандиозен. Это выдающееся музыкальное полотно, в котором намешано столько музыкальных стилей, что лучше даже не начинать их считать: фри-джаз спокойно себя чувствует рядом с психоделическим роком, душераздирающий нойз перетекает в откровенный гаражный рок, а смысловые паузы заполняет истошный крик. Слушать Fire! Orchestra — увлекательнейшее, хоть и не самое простое занятие. Впрочем, стоит только начать. Потом очень сложно оторваться. Кстати, на просторах интернета можно найти живую запись «Enter!». Звучит, кажется, ещё лучше, чем студийная.

11. Temples «Sun Structures»

Британская рок-банда Temples играет психоделический рок, славно продолжая приятную тенденцию путешествий на машине времени в конец 60-х. Как и герои прошлого года Foxygen, Temples звучат с «кислинкой», временами абсолютно не уступая первым в приятной безумности и мелодичности. Думаю, Сиду Баретту бы понравилось. Впрочем, хватит ёрничать. Несмотря на кажущееся сходство по саунду с ранним «Пинк Флойдом», Temples и Foxygen — это, всё-таки, попса. Только не простая, а психоделическая.

 5   2014   итоги   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика