С чего начинается Айвёр?
Eivør Pálsdóttir «Eivør Pálsdóttir» (Tutl, 2000)
Свой первый сольный альбом с незамысловатым названием «Eivør Pálsdóttir» фарерская певица Айвёр Полсдоттир (Eivør Pálsdóttir) записывала, когда ей ещё не было 18 лет (и, если быть точнее, даже 17). По российским меркам — этот возраст слишком инфантильный, чтобы сделать что-то фундаментальное. Но если внимательно приглядеться к музыкальной сцене островов, то становится понятно, к детской музыке здесь относятся не как к забаве, а вполне самодостаточному явлению. Возьмите, например, блондинистого юношу Байнир (Beinir) с его пластинкой 2013 года «Kom við». Впрочем, сравнение, конечно, малоуместное.
Несмотря на свой возраст, уже тогда Айвёр пела взрослые песни и было понятно, что она станет большой певицей. Почему-то приходит на ум Пелагея (очевидно, всему виной реверанс, которая и та и другая певица отдали на раннем периоде своего творчества традиционному фолку своей страны). Даже когда она была ребёнком, всем понимали, что перед ними будущая звезда, которая будет гореть долго и ярко.
Пластинка 2000 года совершенно точно заложила прочный фундамент самобытности Полсдоттир. Несмотря на то, что, по сути, она вместе с музыкантами, не мудрствуя лукаво, предоставила на суд слушателей фарерские баллады (некоторые из них народные, другие написаны самой Айвёр и сотоварищами), обильно сдобренные джазом. В этой бесхитростной, на первый взгляд, записи чётко прослеживается Полсдоттир настоящая. Да, голос ещё только понимает, насколько он мощен, поэтому Айвёр не «злоупотребляет» своим умением создавать неземные вокализы. Хотя без них, естественно, не обходится. Причем сразу же на первой песни «Ástarstund».
Конечно, дебютник Айвёр — это проба пера. Альбом невероятно мил и очарователен, но всё же это только начало долгого пути певицы от девчонки в традиционном фарерском наряде до девушки в рваных колготках с готическими настроениями («Larva», 2010) или утончённой дамы в ажурном белом платье («Room», 2012). Обо всех творческих ипостасях Полсдоттир я напишу ещё не раз, но главное, чтобы мне хотелось донести — без этой пластинки певица немыслима. Нащупав вместе с верным соратником Айвёр на протяжении всей её музыкальной карьеры — контрабасистом Микаелем Блаком (Mikael Blak), гитаристом Бюи Э. Дамом (Búi E. Dam), барабанщиком Брандуром Якобсеном (Brandur Jacobsen) себя в музыке, Айвёр появилась из этого альбома. Именно по его лекалам, в принципе сшивался «Krákan» (2003), «Eivør» (2004) и даже запредельный в своем великолепии «Trollabundin» 2005 года. Впрочем, это уже совсем другая история и другая Айвёр.
Обязательно послушайте песни «Í Gøtu Ein Dag», «Silvurkannan» и «Føroyar Mín Móðir». Самые сильные, на мой взгляд. Особенно первая из перечисленных.