Сегодня «В плеере»: Dánjal, Rebekka Petersen, Eivør, Enekk и 200

Сегодня в рубрике «В плеере» никакой концепции. Одна сплошная эклектика: панки, этно-джаз, фолк с клезмером вперемешку и меланхоличный релакс-поп. Кроме географической принадлежности Фарерам и преданности одному лейблу (Tutl) пластинки ничего не связывает. Даже музыканты играют везде разные. Чудеса.

Dánjal «Time» (Tutl, 2014)

Группа Dánjal не совсем фарерская и имеет «двойное гражданство»: в их странице на Facebook через слеш «Копенгаген» и «Торсхавн». Однако, что не пиши, лидер этого великолепия Dánjal á Neystabø (Доньял а Нестабё) — фаререц. А фаререц он и в Дании — фаререц. Третий полноформатный альбом группы ощутимо отличается от двух предыдущих. На «Time» уже практически нет клезмера, которым музыканты баловались. Фолком и джазом тут тоже особо не пахнет. Это, скорее, инди-рок (чтобы не значило сие расплывчатое определение) или, на худой конец, барокко-поп (да, я где-то слышал это страшное словосочетание). Впрочем, давайте не будем тратить время, решая чего здесь больше: саншайна или чеймбера. Одно понятно. Уход от клезмера определённо пошёл Dánjal на пользу. Пластинка получилась до неприличия шикарная (нет ни одной слабой вещи!) и разнообразная. На пластинке ужились какие-то совершенно неожиданные треки типа «Meditations On Time» (этакий, ей-богу CocoRosie), пост-роковые отголоски в «People On The Run» и «Raindrops», запредельно красивые полуинструментальные баллады «Never Again» и «Time», волшебная «Beth»… Чёрт! Да здесь каждая песня — маленький шедевр.

Rebekka Petersen «Byggi Borgir» (Tutl, 2014)

Ещё совсем юная певица Ребекка Петерсен (читайте моё интервью с ней здесь) выпустила в 2014 году свой дебютный альбом. Как говорит, сама Ребекка все её песни очень личные и в них действительно много меланхолии. Что есть, то есть. Певица явно не ставила цель, чтобы её «Byggi Borgir» кого-то веселил. Впрочем, это сложно назвать недостатком. Расслабленное музыкальное действо с трип-хоповскими вкраплениями, дрим-попом и каким-то почти эмбиентом звучит очень красиво, напоминая ещё один фарерский проект — Guðrun & Bartal. Кстати, один из его участников — Баштал Агустинуссен (Bartal Augustinussen) сыграл в некоторых композициях альбома на гитаре. Его манера извлекать из музыкального инструмента звуки весьма органично вписывается в «Byggi Borgir». Ребекке явно удалось выйти на новый уровень. Попев на бэк-вокале у Айвёр Полсдоттир, Гури Хансдоттир и многих других фарерских музыкантов, певица правильно сделала, заявив о себе. Такие композиции, как «Dýrir Tankar» и «Dulleiðarin» — это хорошее доказательство её творческих способностей. Единственное от чего хочется предостеречь — для следующего альбома придётся поискать новые выразительные средства. Иначе есть риск, что второй раз получится скучно.

Eivør «Krákan» (Tutl, 2003)

А теперь давайте отправимся в прошлое больше чем на десять лет назад. В 2003 году, набравшись творческих сил, Айвёр Полсдоттир записывает свою вторую пластинку «Krákan». «Ворон» продолжает начатое в дебютнике смешивание этники (преимущественно фарерских баллад) с джазом и роком. Причём, если сравнивать второй альбом Айвёр с первым, сразу видно, что перед нами уже не 17-летняя девочка, а уже совершенно состоявшаяся (хоть и 20-летняя) певица с поставленным голосом. В 2000 году Полсдоттир ещё не всегда понимала, куда его девать. Очевидно, что свою роль в становлении сыграл также совместный альбом с группой Кристиана Блака Yggdrasil 2002 года выпуска, где, по сути, у певицы была точно такая же роль. Ключевыми номерами на пластинке можно назвать «Rósufarið» и «Nú Brennur Tú Í Mær». Весьма любопытно звучит «Krákan» и «Hjarta Mítt». Само собой подкупает своей экспрессивностью «Brostnar Borgir». В общем, удачных и запоминающихся песен достаточно. Кстати, примечательно, что «Krákan» был записан Айвёр в тот период, когда она жила в Исландии. Поэтому в записи не принимал участие даже верный певице музыкант Микаель Блак. Альбом издавался трижды (тоже своего рода показатель его популярности): первый раз — в Исландии, второй — в Южной Корее (!) в 2008 году, а третий — уже на родных Фарерских островах (2013).

Enekk «Fýra Nætur Fyri Jól» (Tutl, 1997)

Кари Сверриссон (Kári Sverrisson) в содружестве со своими друзьями-музыкантами из Болгарии записал весьма причудливый альбом. Любитель экспериментировать над фолк-музыкой Фарерских островов на этот раз не ограничился джазом, а вместе с Валерием Димчевым и Драгомиром Димовым нашпиговал традиционные и специально сочиненные песни фьордов элементами болгарской музыки. Конечно же, это получилось любопытно, как и всё, к чему «прикасается» Кари. Я вот, например, до сих пор считаю камео Сверриссона в группе Orka одним из самых ярчайших событий в их творчестве. Помимо своей музыкальной привлекательности, пластинка важна ещё и тем, что подобных международных проектов на Фарерах не так много. В основном музыканты здесь активно европеизируются (в этом их нельзя упрекать), но редко смотрят в сторону востока. Надеюсь, что когда-нибудь фарерцы доберутся и до русской музыки.

200 «Graceland» (Tutl, 2006)

Настоящий зубодробительный панк-рок на Фарерских островах играет, по сути, только одна группа. В 2006 году 200 нахулиганила свой третий лонгплей. Стоит отметить, что вокалист и гитарист этого музыкального беспредела Нильс Арге Гялан (Niels Arge Galán) не берёт в рот ни одного английского слова. Всё песни банды сугубо на фарерском языке, что придаёт всему происходящему особый колорит. Короткие песни (большинство едва переваливают за две минуты) звучат очень неизбито и бодро, весьма виртуозно и что немаловажно — остроумно. Музыканты, хоть и дурачатся, но совершенно точно отдают себе отчёт, что не только защищают честь Фарерских островов перед всеми панками Земли, но и творят историю. Больше всего лично меня удивляет, что на бас-гитаре с самого сотворения группы играет Микаель Блак. Никогда бы не подумал, что этот интеллигентный юноша может так себя вести.

Дальше
Яндекс.Метрика