«В плеере»: «Телевизор», Лео Фейгин, Антон Котиков и «Дочь Монро и Кеннеди»

Телевизор «Концерт в Амстердаме» («Геометрия», 2015)

Когда я писал рецензию на альбом «Отчуждение» группы «Телевизор», который переиздала с оригинальной версией 1989 года «Геометрия», я предположил, что у лейбла наверняка есть ещё хотя бы один козырь в рукаве. Так и оказалось. Оставив на десерт альбом «Путь к успеху», «Геометрия» выпустила лайв «Концерт в Амстердаме». Записан он (надо отметить, очень качественно) в 1989 году на выступлении в клубе Melk Weg и без сомнения представляет собой «уникальный документ эпохи». Если студийные записи в какой-то степени звучат стерильно, то данный музыкальный слепок прошлого невероятно ярко передаёт атмосферу концерта, а это дорого стоит. Временами даже кажется, что некоторые композиции только выигрывают, звуча здесь и сейчас. Так, например, живые барабаны (кстати, услышать на записи можно сразу двух барабанщиков — Алексея Рацена и Евгения Губермана) явно идут группе на пользу. Это вам не бездушная драм-машина. Кстати, звучание клавиш в Амстердаме (играет Игорь Бабанов) тоже приобрели какой-то совершенно другой оттенок — более породистый. Так что послушать данную запись необходимо, пожалуй, каждому любителю «Телевизора». Интересным дополнением к релизу в очередной раз стал бонус-диск с видео. На нём представлены два концерта того же периода: первый на VI Ленинградском рок-фестивале, а второй — в Бельгии.

Лео Фейгин «Russian New Music» («Геометрия», 2015)

Для начала небольшая историческая справка. Серия фильмов «Новая музыка из России» была создана основателем лейбла Leo Records Лео Фейгиным во время поездки по СССР в конце 80-х годов прошлого столетия и демонстрировалась на британском телевидении. Фейгин (Алексей Леонидов) — эмигрировавший из СССР в Англию журналист, издатель и культуртрегер, пропагандист фри-джазовой культуры. Героями картин стали звёзды свободной советской музыки, выходившей в те годы из тени: Вячеслав Ганелин, Анатолий Вапиров, Сергей Курёхин, Валентина Пономарёва, Саинхо Намчылак, джаз-группа «Архангельск» и многие другие.

Список перечисленных выше имён для кого-то, естественно, пустой звук (разве, что Сергея Курёхина далёкие от темы знают по его телеге про Ленина и гриб). Однако для пытливых умов, кто, как минимум, интересуется тем, что творилось со «свободной музыкой» в Советском Союзе, коллекция из трёх дисков с десятью фильмами могут стать настоящим откровением. Такой она, по сути, стала для меня. С любопытством посмотрел фильмы даже про тех, с творчеством кого был знаком. Всё-таки, умению Фейгина интересно рассказывать не занимать. Да и сам видеоматериал ошеломляет. ZGA, Алексей Тегин, Наталья Пшеничникова, неизвестная мне доселе группа «Оркестрион» из Волгограда, божественные и демонические одновременно Саинхо Намчылак и Валентина Понамарёва (те, кто знаком с певицей, как исполнительницей романсов и цыганских песен будет, мягко говоря, шокирован)… В общем, «Геометрия» снова сделала великое дело — увековечила видеоманускрипт, за который будущие поколения ещё скажут лейблу спасибо. Надеюсь.

Anton Kotikov «The Morning Of The Autumn That Came» («ArtBeat», 2015)

От первой и до последней ноты альбом московского композитора и мультиинструменталиста Антона Котикова вызывает какие-то блаженные чувства. Если очень грубо, то «Утро пришедшей осени» — это джаз, который убедил арфу в том, что она может его играть. Обычно этот благородной инструмент редко изменяет классической музыке и, судя по тому, как арфа звучит на пластинке, очень зря. Невероятная в своей красоте, она наполняет мир произведений Котикова практически магическим магнетизмом. В нём хочется остаться подольше, прогуливаясь у моря или просто сидя у костра в лесу, в нём хочется жить. В рамках джаза таланту музыканта явно тесно, поэтому и найти на этих восьми записанных композициях можно всё что угодно (этно-джаз, world music, босса-нову и даже блюз). Особых дифирамбов заслуживает исполнение. Помимо очевидного композиторского таланта, Антон Котиков мастерски справляется с сопрано-саксофоном, флейтой, альтовой флейтой, кларнетом и даже дудуком — модным нынче, но не балующим нас дуэтами с арфой), Мария Кулакова радует проникновенной игрой на арфе, отлично «следит» за ритмом в пяти первых треках Илья Вережников, шикарно звучит скрипка Анны Чекасиной в «Five Сhildren», виртуозно импровизирует на виолончели (не самый часто используемый глагол по отношению к этому музыкальному инструменту) Евгений Степанов в «Where Are You?». Без сомнения, альбом стоит самого пристального внимания. Не вылезая из кожи вон и не пытаясь ничего никому доказать, Антон Котиков создал нечто большее, чем просто хорошую пластинку, которая может стать отличным саундтреком вашего вечера после долгого и тяжёлого рабочего дня. Он создал некий ориентир, на который стоит обращать внимание, если хочешь двигаться дальше. По крайней мере тем, кто хочет играть именно такой джаз — тихий, в чём-то даже интимный и, конечно же, безумно красивый.

Дочь Монро и Кеннеди «Вне игры» («Отделение „Выход“», 2015)

Я делал неоднократные попытки «въехать» в творчество Светланы Чапуриной и очередной, пожалуй, последней, станет альбом «Вне игры», который не так давно выпустил московский лейбл «Отделение „Выход“. Начинается он, ожидаемо для меня, с практически лубковой „Песня-мечта“ и дальше ощущение, что ты ошибся дверью и зашёл туда, куда тебе не следовало, только усиливается. Зачем, например, было „трибьютить“ „Сон наоборот“ Егора Летова? Из этого явно ничего хорошего не получилось. Ещё более мне непонятен кавер (а, точнее самая неудачная перепевка, которую мне доводилось слышать в жизни) на песню „Эхо“. Зачем так явно указывать на пропасть, которая разделяет певицу Светлану Чапурину от певицы Анны Герман? Если песня Летова близка Чапуриной своей панк-эстетикой и необязательным умением хорошо петь, то „Эхо“ — это, как говорят сейчас, эпик фейл. Конечно, мой отзыв абсолютно субъективен. У группы „Дочь Монро и Кеннеди“ много почитателей, которые совершенно справедливо со мной не согласятся и даже осудят, но лично мне „Вне игры“, кажется, неинтересным. Из 12 песен позитивные эмоции вызвала только „Больно“, а все остальные смешались в один какой-то пресный винегрет, который нет никакого желания доедать.

 2   2015   Геометрия   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика