Лучшие фильмы 2015 года

«О, Сургут!» (текст написан специально для этого сургутского портала) продолжает и заканчивает подводить итоги подборкой лучших фильмов 2015 года. Девять из них расставлены в порядке убывания, согласно голосованию наших читателей, 10 место взяла на себя смелость присудить редакция. Место зрительских симпатий было отдано ленте, которая чаще всего упоминалась в комментариях. Ей стала… Впрочем, всему своё время.

1 место: «Безумный Макс: Дорога ярости»

Как бы не ждали в 2015 году «Звёздные войны: Пробуждение силы» и как бы не восторгались (или, наоборот, разочаровывались) седьмой частью, был один фильм, который настолько всех покорил, что смог занять первое место. И, несмотря на то, что он обошёл комическую сагу всего на один голос, мы склонны считать, что первое место «Безумный Макс: Дороги ярости» получает совершенно заслуженно.

Режиссёр Джордж Миллер, кажется, сделал невозможное и умудрился снять достойное «переосмысление» своих старых шедевров ­— трёх частей «Безумного Макса», вышедший из под его «пера» в начале 80-х. Любопытно, что помимо «Максов» мы его можем знать также по «Иствикским ведьмам».

Потом Миллер на долгие годы пропал из виду и снимал для детей. Обе части анимационных фильмов «Делай ноги» его рук дело. Как он после такой пингвиньей мимишности переключился на зубодробительный экшн решительно не понятно, но факт остаётся фактом — «Дорога ярости» получился не просто хорошим фильмом, а самым настоящим шедевром. И дело тут даже не в отличной актёрской игре (хотя Том Харди явно хорош), а в досконально продуманном мире, который блестяще показан в самых своих гадких подробностях и безумном ритме повествования, которое в тоже время не опускается до уровня клипмейкеров, достигающих результата ежесекундной сменой картинки.

2 место: «Звёздные войны: Пробуждение силы»

«Пробуждение силы» ­— это не первые «Звёздные войны», которые снял не Джордж Лукас. В пятом и шестом эпизоде он был только со-продюсером и одним из участников команды сценаристов. В «Пробуждении силы» его, можно сказать, вообще нет. По сути тут только его персонажи, вселенная и его яростный поклонник Джей Джей Абрамс, который выступил в фильме, как режиссёр, сценарист и продюсер.

Очень важно, что Абрамс ­— фанат этого мира. Он бережно относится к тому, что до него было сделано Лукасом и товарищами (даже не смотря на лицо Кайло Рено и штурмовика-афроамериканца) и в какой-то степени седьмая часть получилось даже более «звёздновойной», чем предыдущие ­— более наивной и по-хорошему доброй. Сила, которая пробудилась в 2015 году, естественно, запустила конвейер и теперь «Звёздные войны» будут с нами ещё долго и даже, может быть, счастливо. Что ж, ждём продолжения, а пока подводим промежуточные итоги. «Звёздные войны: Пробуждение силы» ­— уверенное продолжение франшизы, которое многим (включая и автора этих строк) подарило незабываемое ощущения ­— увидеть этот мир на экране кинотеатра и ощутить, что он продолжает существовать с нами здесь и сейчас, а не является пыльным диском на полке, который мы можем включить при очередном приступ ностальгии.

3 место: «Марсианин»

Думаем, что многие любители научной (или хотя бы псевдонаучной) фантастики уже успели соскучиться по подобным фильмам. «Гравитация» Альфонса Куарона и «Интерстеллар» Кристофера Нолана нашли отличного последователя в лице «Марсианина» Ридли Скотта. Для Скотта «Марсианин» третий космический фильм — к далёким далям он обращался в 1979 году («Чужой») и в 2012 году («Прометей»). Оба были, скорее, сказками (хотя последний вполне может быть не лишён истины), а вот «Марсианин» — это уже другая история. Конечно, псевдонаучного в фильме хоть отбавляй (даже больше), но это совершенно не отвлекает восторженно наблюдать за ростом картошки на Марсе и игрой Мэтта Дэймона.

4 место: «Kingsman: Секретная служба»

Шпионских и около шпионских фильмов в этом году вышло приличное количество. Многие из них порадовали: удалась новая «Миссия невыполнима», неплохой вышла и «бондиана». Но на коне были в первую очередь комедийные представители: «Шпион» с Мелиссой МакКарти в главной роли, «Агенты А.Н.К.Л.» Гая Ричи (о нём позже) и шикарный «Kingsman: Секретная служба». Снял этот шедевр (извините, за высокопарность) Мэттью Вон — режиссёр, который не дал ещё не одной осечки. Его «Слоённый торт», «Люди Икс: Первый класс», а особенно «Пипец» и «Звёздная пыль» — достойные представители кинематографа. Получился таким и даже в чём-то лучше «Kingsman» с непревзойдённым Колином Фёртом в одной из главных ролей. Юмор в фильме в большинстве случае на грани фола (всё, что доктор прописал ещё в «Пипце»), а ещё есть несколько сцен, которые хочется пересматривать. Причём, одну из них — в церкви ­— бесконечно.

5 место: «Робот по имени Чаппи»

Нил Бломкамп не изменяет себе. Его третий фильм снова о роботах, но в отличии от «Района №9» (если не видели, то срочно сделайте это) и фильма «Элизиум: Рай на Земле» режиссёр, хоть и в схожей эстетике, дарит нам чудесную сказку с элементами комедии. Безоговорочной изюминкой фильма, конечно, является группа Die Antwoord из Южной Африки, которая наверняка не ограничилась только ролями, а принесла со своих музыкальных клипов половину антуража в фильм, сделав его максимально атмосферным. «Робот по имени Чаппи» вообще бы мог пойти по стопам Электроника, став современным его прочтением, но некоторые нарочито не детские моменты вряд ли помогут завладеть сердцами подрастающего поколения. В остальном фильм получился, как ни странно, в первую очередь трогательным — за Чаппи и его друзей реально хочется переживать. Хорошая альтернатива «Трансформерам», которые уже давно перестали вызывать хоть какие-то эмоции. Бездушный карнавал спецэффектов. Ничего более.

6 место: «Агенты А.Н.К.Л.»

Гай Ричи в 2015 году невероятно порадовал и если бы не прекрасный в своей безумности «Kingsman: Секретная служба», то его «Агентам А.Н.К.Л.» можно было безоговорочно присуждать звание главного шпионского боевика года. Впрочем, всё относительно. В идеальной Вселенной эти два фильма могут запросто расположиться на одном месте. В «Агентах» ­идеально всё: остроумный изобретательный сценарий, отличный актёрский состав, операторская работа. По большому счёту, всего то, что мы увидели в фильме очень сильно не хватает современному Бонду. По всем параметрам новая картина бывшего мужа Мадонны (после развода к нему будто снова вернулась режиссёрская хватка ­и он снял неплохого «Рок-н-рольщика» и двух крайне удачных «Шерлок Хомсов») превосходит, как минимум, «Спектр», если не всю перезагрузку «бондианы» с участием Дэниэля Крэйга.

7 место: «Вселенная Стивена Хокинга»

Одним из главных, если не умных (в нашем топе будет не так много картин, которые обычно показывают в Каннах), то, как минимум, об умном человеке фильмов года можно назвать «Вселенную Стивена Хокинга». Он вышел в 2014 году, но до российского кинопроката добрался только в 2015. Фильм нельзя назвать простым, но в тоже время история, вошедшая в его основу, довольно легко рассказана и снята в лучших традициях автобиографических фильмов. Но главное не это. Благодаря «Вселенной Стивена Хокинга» многие из нас (давайте честно) не только узнали о том, чем вообще занимается Стивен Хокинг, но и то, что он вообще есть. Наука далеко не самая любимая тема для режиссёров, поэтому любой подобный фильм — на вес золота. Казалось бы, смотреть на протяжении почти всего фильма на скрюченную фигуру человека — довольно сомнительное удовольствие, но эта фигура не кажется уродливой ­— Хокинг из фильма (надеемся, что и в жизни он точно такой же) излучает добро, свет и жизнелюбие. Режиссёру Джеймсу Маршу, который вряд ли нам знаком (хотя его документальное кино «Канатоходец» в 2009 получило «Оскар»), удалось снять тонкий и красивый фильм.

8 место: «Человек-муравей»

Кино-топ без фильма Marvel — это не по-людски. В 2015 году особенно ждали «Человека-муравья». Да, были ещё «Мстители» (не самые удачные, на мой взгляд) и ремейк «Фантастической четвёрки», но очень хотелось истории про нового героя, экранизацией похождений которого студия ещё не баловала. Влюблять нас в Человека-муравья доверили режиссёру Пейтону Риду, который раньше в геройских экшнах (да и вообще каких-либо экшнах) замечен не был. На ум при упоминании его фамилии приходит только «Всегда говори „Да“» с Джимом Кери.

Несмотря на это, фильм вполне себе удался и Риду не пришлось просить прощения у фанатов комикса. При этом нельзя сказать, что всё вытянул какой-то невероятный актёрский состав (под этот эпитет, пожалуй, подходит только Майкл Дуглас) или умопомрачительные спецэффекты (хотя они, конечно, безусловно хороши). «Человек-муравей» просто получился интересным и остроумным. Не таким как «Мстители», которые в этом году, кажется, переборщили с шуточками. Да и такая благодатная тема, как уменьшения размеров предметов и живых существ, не особо в кино эксплуатируется, поэтому ещё не успела наскучить.

9 место: «Бёрдмэн»

Алехандро Гонсалес Иньярриту снял очередной свой очень хороший фильм не для всех ­— очень странный, но, не смотря на это, смотрящийся на одном дыхании. «Бёрдмэна» нельзя назвать всенародным любимчиком и многие посчитали восторженные отзывы профанацией. Спорить об этом можно и даже, наверное, нужно, но одно понятно точно, очередная работа мексиканского режиссёра не осталось незамеченной.

Новый фильм Иньярриту мало похож на его фильмы «Вавилон», «21 грамм» и «Сука-любовь», в которых в рамках одной ленты развивается несколько сюжетных линий, и больше тяготеет к драматическому повествованию в «Бьютифул». Однако так или иначе во всех фильмах прослеживается подчерк маэстро. Он с каждой картиной становится всё более филигранным.

В «Бёрдмэне» драматургия режиссёра достигла если не апогея, то уверенно приблизилась к идеалу: шикарная операторская работа, которая вызывает ощущение непрерывности происходящего (иногда кажется, что фильм как будто снят за один раз и не потребовал монтажа), превосходная игра актёров и литература (диалоги очень хороши), лёгшая в основу всего этого великолепия, делают своё дело. Или вы считаете, что девять номинаций на «Оскар» из которых четыре выиграны («Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший сценарий» и «Лучшая операторская работа») случайность? Кстати, в кинотеатре уже идет новый фильм Иньярриту «Выживший» с Леонадро ДиКаприо в главной роли. Надо идти.

10 место: «Новейший завет»

«Новейший завет» от режиссёра, подарившего нам «Господина Никто» Жака Ван Дормеля, этот один из глотков свежего кино в 2015 году. Не сказать, что их было очень мало, но именно эта картина, кажется, олицетворяет всё самое хорошее, что могло случится с кинематографом в прошлом году. Многим фильм (особенно на фоне истерии последнего времени) может показаться чересчур провокационным. Найдутся и те, кому кино покажется богохульством, так как в картине Жак Ван Дормель переворачивает все наши представления о религии с ног на голову. Однако на самом деле — это невинная история и оскорбляться глупо. «Новейший завет» квалифицируется как комедия, но это не совсем так. За простотой повествования, остроумными шутками (как же можно было додуматься до стиральной машинки, как единственного способа спуститься на Землю?) скрывается драма. В фильме есть не только над чем посмеяться, но и погрустить — этим «Новейший завет» очень похож на «Господина Никто», в котором режиссёр нащупал туже самую тонкую грань, позволяющую делать умное и одновременно понятное всем кино.

Место зрительских симпатий: «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём»

Читатели «О, Сургут!», голосуя, отметили не вошедший в наш шорт-лист фильм «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём». Причин не включать его у нас было предостаточно, но справедливости ради стоит сказать, что продолжение фильма не так уж и плохо. Да, до сих пор не совсем ясно, для чего нужен был лабиринт (зачем так глупо убивать нужных вам людей с иммунитетом), но если абстрагироваться от загадок, на которые нам не дают ответы, вторая часть, как минимум, получилось не менее смотрибельнее первой. В какой-то степени она даже её превзошла. Что ж, ждём продолжения.

Советуем также посмотреть: остроумные комедии «Реальные упыри», «Дикие истории» и «Пиксели», два достойнейших фильма с Аль Пачино «Второй шанс» и «Манглхорн», трогательные картины «Эшби», «Бумажные города», «Век Адалин», «Я, Эрл и умирающая девушка» и, конечно же, сатиристическую антиутопию «Лобстер».

 9   2016   итоги   фильмы
Дальше
Яндекс.Метрика