Прогулки во внутренних пространствах Сергея Зятькова

Не буду лукавить. Я не всегда понимаю современную академическую музыку. В ней очень много авангарда. Причём настолько концентрированного, что от него скоро становится не по себе. Мне, как меломану, признавать это с одной стороны постыдно, а с другой — есть и чем гордиться: я никогда не сдаюсь без боя, пытаясь нащупать в этом звуковом, иногда уродливом, тельце пульс. Понять, что лежащее передо мной нечто не мёртворождённое существо, а живая, дышащая материя со своим сердцем и душой. Стоит только пересилить себя, задержавшись в этой музыке ещё на несколько минут, и ты начинаешь видеть, что у бесформенной субстанции есть глаза (причём очень выразительные и притягательные), она живёт и развивается по тем же правилам, что и, например, классическая музыка. Только выглядит по-другому. И звучит.

Так получилось, что для меня творчество сургутского композитора Сергея Зятькова (моё интервью с ним можно прочитать здесь) стало окном в современную музыку. Сначала мне позволили в него заглянуть, а потом я понял, что это всего лишь часть дома. Дома далеко не ленинской планировки, а, скорее идеального замка Фердинанда Шеваля. В этом замке живут и одновременно являются его частью приличное количество других современных композиторов и музыкантов, которые играют их музыку. Всматриваясь в окно, я впервые, например, услышал пронзительное произведение Олега Пайбердина (моё интервью с ним) «Sob out», увидел «ноты» Эдисона Денисова, поразился тому, что матрёшки могут так звучать. В общем, мне не раз предоставлялась возможность сидеть на стульчике в этом доме и глазеть по сторонам. И именно Сергей Зятьков при поддержке всей галереи современного искусства «Стерх» давал мне возможность знакомиться с «Романтик-квартетом», МАСМом, ГАМ-ансамблем и другими музыкантами, а они в свою очередь- с совершенно удивительной музыкой, которая в том числе принадлежит перу нашего сегодняшнего героя.

Многим это может показаться удивительным, но вдалеке от всех мыслимых и немыслимых культурных центров России Сергей Зятьков чувствует себя весьма уверенно. Но даже не это самое главное — его необычайный композиторский талант наряду с неуёмным стремлением к популяризации современного музыкотворчества, дают свои всходы. Медленно и уверенно в Сургуте воспитывается та публика, для которой выход его первого диска (вот так вот плавно мы подошли к самому главному) под названием «Прогулки во внутренних пространствах» — это не просто какая-то несуразица, а действительно событие. Мало кто, наверное, понимает, что здесь, в Сургуте, в городе, где нет консерватории и практически нет аудитории, умеющей слушать, «Романтик-квартет» с пианисткой Мона Хаба в Сургутском музыкальном колледже играет на авторском концерте современного композитора его произведения (именно запись этого альбома и вошла в его первый диск)! Для меня лично это событие из ряда вон. Как и всё, впрочем, что происходит с подачи и при участии Зятькова.

Несмотря на ярлык «современной академической музыки», который с одной стороны вроде заставляет быть «странной и непонятной», музыка Сергея Зятькова намного «доступнее», чем кажется. Композитору удаётся находить грань между экспериментами с расширенными техниками и совершенно пронзительной, лиричной мелодикой. Его музыка — это не музыка ради эксперимента и постоянный поиск новых форм. Зятьков находит в себе силы (а, на мой взгляд, и талант), чтобы взять и написать, например «Жизнеописание Z.Q. Его воображаемое детство». Чудесный фортепианный квинтет, который прекрасно себя чувствует вне рамок современного искусства. Как и вышеназванная «Sob out» Пайбердина.

В том, что делает Зятьков, нет никакой случайности (каюсь, вначале мне так не казалось). Музыканты, исполняющие его музыку, не играют отсебятину. Здесь каждый звук выверен до самого мизерного оттенка тона, до самого едва уловимого тактика. Тревожное и нервное «Приглашение на казнь», написанное в 1993 году по впечатлениям от, пожалуй, лучшей книги Владимира Набокова сменятся Струнным квартетом №1 «Стена вокруг света». С каждым произведением (благодаря соблюдению хронологической последовательности) чувствуется, что творчество Зятькова видоизменяется. Он становится более сдержанным, в его музыке всё более и более отчётливо прослеживается мелодика.

От того и звучит «Ирис Ансельма» 2012 года, «Pontica Poetica» 2013 года и вышеназванное, совсем свежее «Жизнеописание» (2014 год) так, словно композитор попробовал всё и нашёл в себя в более традиционном звучании. Даже если это не тенденция и мне просто показалось, ничего страшного. Говорить это может только об ещё более хорошем: композитор Сергей Зятьков разнообразен и умеет облечь свою музыку в любые формы. Её, как минимум, любопытно слушать и почти всегда приятно.

Считаю, что сургутскому (и, естественно, не только) слушателю стоит более пристально приглядеться к творчеству композитора. Он совершенно точно останется в истории музыки XXI века.

Кстати, самое радостное из этой истории в том, что это только первых диск из запланированного сета. Ожидается, ещё четыре: «Давайте сделаем сказку!» (музыкальные сказки), «Театр трёх тысячелетий» (музыка для театра), «Творец невидимого мира» (камерная музыка) и «Луговая музыка на краю света» (музыка для оркестра).

Жду с нетерпением!

 1   2014   музыка
Дальше
Яндекс.Метрика