Позднее Ctrl + ↑

Мои любимые альбомы 2024 года

Предлагаю вашему вниманию мой субъективный топ альбомов 2024 года. Разделять на категории и страны ничего не стал, так же, как и расставлять по местам. Вас ждёт 15 пластинок: от малоизвестной музыки Фарерских островов до релизов, которые попали практически во все итоги серьёзных музыкальных журналистов.

Ladaniva «Ladaniva (Postcards)»

Франко-армянский дуэт, ставший популярным после выступления на «Евровидении» с песней «Jako». Первый случай, когда я узнал про музыканта благодаря этому конкурсу и слушаю до сих пор. Дебютный альбом вышел в 2023 году, но «Postcards» с шестью добавочными песнями к нему дал шанс включить это великолепие в топ. Волшебный голос Жаклин Багдасарян, страстная и одновременно утончённая музыка, пропитанная балканским, армянским и ещё много каким фолком — главный саундтрек моего года.

Подробнее об альбоме.

Teitur «Kvæði» / Teitur «Yule»

Музыкант с Фарерских островов Тайтур выпустил в этом году сразу два альбома: «Kvæði» (совместно с Girls in Airports) и рождественский «Yule» с каверами известных песен и скандинавским фольклором (тоже коллаборация — с фолк-группой Dreamers’ Circus из Лондона). Любой релиз Тайтура для меня событие, а тут сразу два. Они принципиально отличаются от того, что он делал раньше и, можно сказать, олицетворяют с собой возвращение к корням.

Подробнее об альбомах.

Рушана «Уф!»

Не с первого раза, но в итоге до каждого звука меня зацепил дебютный альбом Рушаны «Уф!». Девушка из башкирского села Толбазы дошла до финала на «Голосе», где ей приходилось, например, петь «Мало половин» Ольги Бузовой и всячески перешагивать через свою самобытность. К счастью, она смогла оправиться от всего этого, найти отличных музыкантов (например, на бас-гитаре у неё играет Антон Малинен) и записать десять пронзительных песен, бьющих точно в цель. Уверен, что у Рушаны большое будущее.

Fontaines D.C. «Romance»

Мои ирландские любимчики на альбоме «Romance» пошли по-другому пути, сменив пост-панк на альтернативный рок. Сначала я принял это изменение в штыки, но потом всё же втянулся. Да, треков типа «Starburster» и «Here’s The Thing» мне определённо не хватило, но всё равно Fontaines D.C. узнаются даже там, где не должны, при этом окончательно став звёздами мирового масштаба.

Lena Anderssen «State of the Land»

Фарерско-канадская певица в 2024 году выпустила свой шестой альбом и в очередной раз показала высший пилотаж. Помог ей в этом Джефф Эмерик, культовый звукорежиссёр и музыкальный продюсер, работавший в студии над лучшими альбомами The Beatles. Благодаря ему и без того филигранные песни Лены Андерссен засверкали ещё ярче.

Подробнее об альбоме.

Ubel «Сувенир с Земли»

Персональное открытие года — дуэт Варвары и Егора Убель. К своему стыду ничего о музыке талантливых брата и сестры раньше не слышал, хоть они и записали в 2022-ом довольно убедительный альбом «Лидокаин». На новой пластинке нет ни одного проходного трека, куча любопытных музыкальных находок, прилипчивые мелодии и даже концепция — все песни поются от лица инопланетянки, прилетевшей на Землю и нашедшей свою любовь.

Elbow «Audio Vertigo»

Британские музыкальные кудесники выпустили после трёхлетнего молчания потрясающий альбом, выход которого, как мне показалось, прошёл относительно незамеченным. По крайней мере, в конце года я не увидел его в топах. У Elbow всё на месте — узнаваемый голос Гая Гарви, изобретательные аранжировки и шикарные ритмические рисунки. Очень круто.

Nadine Shah «Filthy Underneath»

К Надин Шах я прислушиваюсь с первого альбома, и вот наконец-то её творчество в меня попало. Страстная и потусторонняя музыка с восточным вайбом, по которой сразу и не скажешь, что она принадлежит перу певицы из Англии.

Zoloto «Перевоплотиться»

Заслушал альбом до состояния «надоел», поэтому уже не могу поместить где-то в начале списка. Однако свои слова не забираю — для меня это лучшая русскоязычная пластинка года, в которой Владимир Золотухин выкрутил рок погромче, и вся красота его песен обнажилась и предстала во всей своей красе.

Brimheim «Ratking»

Brimheim позаимствовала название для своего проекта у матери как дань фарерскому происхождению. Оно переводится как «Дом разбивающихся волн» и идеально подходит для музыки нашей сегодняшней героини. «Ratking» выглядит и звучит как альбом большого музыканта, и если называть ближайшие музыкальные ориентиры, то на ум, конечно, в первую очередь приходит Chelsea Wolfe, а также уже упомянутая мною Надин Шах.

Подробнее об альбоме.

The Cure «Songs Of A Lost World»

Признаться честно, не особо знаком с творчеством The Cure. Как-то удавалось проходить мимо, хотя, конечно, некоторые хиты знаю. «Songs Of A Lost World» же очень понравился. Какой-то совершенно магический уровень для группы, которая 16 лет не выпускала альбомов, а всем её музыкантам уже за 60.

Cage the Elephant «Neon Pill»

Ребята, увы, не смогли переплюнуть свой предыдущий альбом «Social Cues», но это всё так же мои любимые Cage the Elephant, а помимо заглавной «Neon Pill» и лирической «Out Loud» постепенно хочется переслушивать и другие песни.

Sam Lee «Songdreaming»

Новый альбом Сэма Ли я услышал в поезде, а один из самых обворожительных номеров — «Aye Walking Oh» — пришёлся на конечную обстановку, и я до сих пор помню, как шёл по вокзалу, дослушивая последние минуты. Под партию флейты в конце чуть не прошибло на слёзы от восторга. Весь этот альбом — это волшебные фолк-баллады, иногда почти госпелы и узнаваемый, ошарашивающий своей красотой голос Ли.

Петля Пристрастия «Суперпазіцыя»

Первый альбом «Петли Пристрастия» на своём родном белорусском языке. Группа осталась узнаваема, но стала ещё самобытнее, а на пластинке не протолкнуться от классных песен (собственно, нет ни одной проходной). Крепко скроенная, драйвовая и одновременно невероятно трогательная работа.

Самое большое простое число «Животные пьют из луж»

Новый альбом СПБЧ срезонировал во мне, и даже, скорее, не музыкально, а настроенчески. Песня «ОБЖ» с голосом Михаила Феничева из «2H Company» — это, как по мне, очень сильно. В начале умираешь, а потом — ничего.

А что у вас в топе?

Teitur & Girls in Airports «Kvæði» (2024) Teitur & Dreamers’ Circus «Yule» (2024)

Под конец года фарерские музыканты словно сорвались с цепи. Выпустили дебютную пластинку Simona Paula, супер-группа Jólasoul (в составе Marianna Winter, Katrina Olsen, Dania O. Tausen, jazzygold и gówa), джаз-группа GØ, экспериментальный проект Tjant и Lea Kampmann. Однако больше всех меня удивил и порадовал Teitur.

Он подарил миру сразу два альбома: один полностью на фарерском языке, а второй — с рождественский песнями и каверами. Расскажу о них, не дожидаясь момента, когда смогу подержать в руках их физические копии.

У Тайтура всего один альбом на фарерском языке — «Káta Hornið» (2007). Теперь появился сразу второй и третий: «Kvæði», записанный вместе с Girls in Airports, а также рождественский «Yule» с каверами известных песен и скандинавским фольклором. Это тоже совместная работа — на этот раз с фолк-группой Dreamers’ Circus из Лондона.

Если раньше Тайтур создавал изобретательный барокко-поп, но всё же европейского стандарта и на английском языке, то «Kvæði» даёт нам возможность услышать совершенно другого музыканта. Возможно, более настоящего, чем раньше. Это потрясающая смесь фарерских баллад и рингдансов, а также композиций собственного сочинения, обрамлённых авант-джазом и украшенных изобретательными аранжировками, которые добавляет глубину и яркие краски всему происходящему. Этот альбом — мощнейшая работа, достойная самого пристального внимания. Настоятельно советую послушать.

Через месяц Тайтур выпустил уже названный «Yule» с Dreamers’ Circus. Это настоящий рождественский фолк-альбом, в котором старые песни обрели новую жизнь. В нём переосмысляется рождественская традиционная музыка, уходящая корнями в праздники викингов и других жителей северных земель. Они отмечали самую длинную ночь в году — йоль (праздник середины зимы), украшая омелу и рождественскую ёлку. Тайтур бережно соединяет дух древности с современной аранжировкой, создавая чистую магию. А ещё он смело добавляет в альбом «Walking in the Air» (любопытный кавер на Nightwish) и совершенно чудесную адаптацию «My Favourite Things» на фарерском языке.

Эти два альбома окончательно расставили точки над «i» в вопросе о моём любимом фарерском музыканте. Конечно, Тайтур — и никаких других вариантов.

Послушать «Kvæði»:
Spofify | Apple Music

Послушать «Yule»:
Яндекс | Spofify | Apple Music

Lena Anderssen «State of the Land» (2024)

Как-то не было случая написать про фарерско-канадскую певицу Лену Андерссен, но недавно в моей коллекции появилась её пластинка «State of the Land» — удивительный по своей красоте альбом 2024 года.

Это её шестая работа. «Eagle in the Sky» вышел семь лет назад, и, кажется, Лена просто копила вдохновение, чтобы нас удивить 11 потрясающими песнями. Впрочем, если посмотреть на дискографию певицы, становится понятно, что Андерссен не гонится за количеством, предпочитая выпускать пластинки редко, но метко: и «Eagle in the Sky», и два других её альбома — Can’t Erase It (2005), Let Your Scars Dance (2008) — становились альбомами года на Фарерских островах. Не удивлюсь, если и «State of the Land» как минимум попадёт в номинанты.

Любопытно, что, несмотря на очевидную популярность на Фарерах, я начал знакомиться с творчеством певицы не так давно. Причина простая — свои релизы Лена Андерссен на лейбле Tutl не выпускает и поэтому всё время умудрялась проскальзывать мимо моих радаров.

Кстати, интересный факт. К «State Of The Land» успел приложить руку при жизни Джефф Эмерик, культовый звукорежиссёр и музыкальный продюссер, наиболее известный по работе в студии над записями The Beatles («Revolver», «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», «The Beatles», «Abbey Road»). Поэтому совершенно не удивительно, что он так хорошо звучит.

Предыдущие пластинки мне ещё предстоит расслушать (хотя беглое знакомство уже впечатлило), а что касается «State of the Land», то с ним уже всё понятно. Ожидайте его в моих музыкальных итогах года.

Послушать «State of the Land»

Ladaniva «Ladaniva» (2023) / «Ladaniva (Postcards)» (2024)

В последнее время я редко хожу на концерты, но когда узнал, что в Ереване будет выступать группа Ladaniva, то сразу купил билет. Было это несколько месяцев назад, но до сих пор не отпускает. Хочется вам рассказать.

Ladaniva — это французко-армянский дуэт, который стал популярен после своего выступление на «Евровидении 2024» с песней «Jako». Не припомню ни одного музыканта, имя которого я на этом песенном конкурсе открыл для себя и слушаю до сих пор. Группа, названная в честь внедорожника Нива, меня зацепила настолько, что их дебютный альбом я переслушал уже бесчисленное количество раз.

Французский мультиинструменталист Луи Томас смог обрамить волшебной голос армянской певицы Жаклин Багдасарян заводной и одновременно утончённой музыкой, пропитанной балканским и армянским фолком и эстетикой малойя (один из музыкальных жанров заморского региона Франции Реюньона). Впрочем, на их альбоме есть место и русской народной музыке (песня «Тайга»), а также вполне себе поп-музыке с примесью регги («Не до сна»). Присутствие песен на русском языке в творчестве группы неудивительно — Жаклин провела детство в Минске. Впрочем, есть песни на французском и даже итальянском, но большая часть, конечно, на армянском.

Мне нравятся абсолютно все песни дуэта, но «Manoushak» просто сводит с ума. Запредельный по своей красоте трек.

P.S. Кстати, в 2024 году у группы вышла расширенная версия дебютного альбома с припиской «Postcards», на котором можно услышать ещё шесть замечательных песен.

Послушать «Ladaniva»
Послушать «Ladaniva» (Postcards)

Brimheim «Ratking» (2024)

Ещё одно новое для меня имя — Brimheim. Хелена Хайнесен Ребенсдорфф позаимствовала название для своего проекта у матери как дань фарерскому происхождению. Оно переводится как «Дом разбивающихся волн» и идеально подходит для музыки нашей сегодняшней героини.

На сайте Brimheim так и пишется: певица черпает вдохновение в красоте разбитого. Там также говорится, что её музыка сочетает лирическую хрупкость и бурные гитарные партии, словно волны, разбивающиеся о скалы.

Если пытаться найти ближайшие музыкальные ориентиры, то на ум, конечно, в первую очередь приходит Chelsea Wolfe, а также великолепная Надин Шах, выпустившая в этом году блестящий альбом «Filthy Underneath», о котором я всё никак не могу написать.

Дебютная работа Brimheim «can’t hate myself into a different shape» вышла в 2022 году и, как мне кажется, была более лиричной и уравновешенной. Чувствуется, что буря певицы ещё только начинала зреть. «Ratking» же мгновенно уносит с собой. Ты даже не успеваешь постоять на берегу и помочить ноги — сразу в омут с головой.

В «Ratking» Brimheim активно исследует внутренние противоречия, отражая это и в своей музыке: живые инструменты и электронные звуки словно соперничают между собой. Она углубляется в темы стыда и разочарования, связанные с навязанными гендерными ролями, раскрывая те аспекты своей личности, которые долгое время оставались скрытыми.

Песня «Dancing in the Rubble» удивляет необычной аранжировкой, вплетая в гитарный саунд с барабанами парящие духовые инструменты. Голос Brimheim очаровывает и окончательно влюбляет в себя в «Literally Everything», где певица демонстрирует умение справляться с низкими нотами. Застревает в голове (особенно в сочетании с клипом, снятым, как и «Literally Everything», режиссёром Хайриком оа Хейюном) «Into the Ooze». Нравится мне и «Brand New Woman» — практически танцевальный трек.

«Ratking» выглядит и звучит как альбом большого музыканта, каким, кажется, становится (или уже стала?) Brimheim. А её популярность, судя по прослушиваниям в Spotify и просмотрам на YouTube, будет только расти. Продолжу с любопытством наблюдать за её творчеством.

Послушать «Ratking»

Ранее Ctrl + ↓
Яндекс.Метрика